ESB (enterprise service bus): назначение, функционал, новые подходы к развитию
ESB – это программа, которая обеспечивает обмен информацией между различными информационными системами предприятия. Также её можно назвать интеграционной или сервисной шиной. Наличие такой программы может стать значительным конкурентным преимуществом для компании, ведь быстрый обмен данными между корпоративными приложениями сокращает время и экономит рабочие ресурсы. Давайте рассмотрим, как устроена интеграционная шина и как она работает, а также какие процессы может осуществлять.
Интеграционная шина ESB: устройство и преимущества
В современной деловой среде различные информационные системы играют важную роль для бизнеса. Но часто эти системы оперируют пересекающимися массивами данных, что может привести к потере времени и ресурсов. Для решения этой проблемы была создана сервисная шина ESB, которая обеспечивает интеграцию различных информационных систем между собой.
ESB – это тип связующего ПО, которое позволяет службам, созданным в разных средах, легко и быстро обмениваться данными. Между приложениями происходит обмен данными через шину, используя различные протоколы и форматы, что избегает доработок интегрируемых систем. ESB предоставляет промежуточное ПО, обеспечивающее преобразование сообщений в нужный формат, контроль транзакций, маршрутизацию, равномерное распределение нагрузки на сервисы и безопасность обмена данными.
ESB является центральной платформой, которая предоставляет решение для всех интеграционных задач и может быть использована для связи между различными службами и серверами. Например, автоматический обмен данными с клиентами и партнерами, обеспечение единого стандарта взаимодействия между филиалами, использование несколькими системами общих справочников, действия одного сервиса в ответ на событие в другом и организация одних и тех же бизнес-процессов в двух и более приложениях.
ESB-подход позволяет предоставлять данные из разных источников для пользователей и приложений, используя централизованную и простую платформу, такую как веб-проверенное приложение. Например, пользователь может войти в личный кабинет на сайте страховой компании и видеть свое имя, даты окончания страховки и новые предложения от компании. Каждое приложение может быть создано на разных технологических стеках командами разработчиков.
ESB-подход полностью меняет дело для приложений. С ним приложения взаимодействуют только с интеграционной платформой. Это сразу устраняет необходимость в огромном количестве методов доступа — интерфейсов потребуется ровно столько, сколько существует сервисов. И если в одну из систем потребуется внести изменения, это никак не повлияет на работу других корпоративных приложений.
ESB включает в себя несколько компонентов, включая брокер сообщений, комплект адаптеров и средства для контроля и мониторинга. Брокер сообщений обеспечивает управление очередностью сообщений и выступает посредником между приложением-источником и приложением-приемником. Комплект адаптеров служит для связи приложений с ESB и преобразования одного интерфейса в другой. Средства для контроля и мониторинга обеспечивают надежность и безопасность интеграции.
Применение ESB-подхода позволяет упростить интеграцию приложений, сократить время и затраты на интеграцию, улучшить функционирование сервисов и, в конечном итоге, повысить эффективность организации и увеличить прибыль предприятия.
Интеграция ПО-модулей
Мы уже выяснили, какой целью нужна корпоративная сервисная шина для компаний. Теперь осталось изучить ее возможности. Давайте рассмотрим, какие процессы может эффективно осуществлять интеграционная шина данных.
Важная задача, которую выполняет ESB - маршрутизация сообщений. Она осуществляется путем получения данных из одних приложений и перенаправления их в другие в соответствии с определенными правилами. Кроме того, через ESB формируются пути движения информационных потоков и их последовательность. Для эффективной работы сервисной шины данных предусмотрены инструменты настройки, с помощью которых можно определить нужные параметры управления информационными потоками.
Преобразование сообщений: как сервисная шина помогает общению приложений
В мире существует множество различных систем, каждая из которых представляет данные в своем уникальном формате: XML, CSV, JSON, DBF и другие. Однако классический подход «точка-точка», когда приложения обмениваются информацией напрямую, сталкивается с трудностями при работе с разными форматами данных. В такой ситуации на помощь приходит сервисная шина предприятия (Enterprise Service Bus, ESB), который решает проблему, преобразуя данные из неподходящего формата в подходящий.
ESB помогает приложениям обмениваться данными в нужном формате, даже если они были созданы исходно в разных системах. Например, если необходимо отправить одно и то же сообщение в системы ERP и CRM, ESB трансформирует данные нужным образом и передаёт их в соответствующие системы.
Таким образом, сервисная шина позволяет не только решить проблему с различными форматами данных, но и упрощает процесс обмена информацией между приложениями.
Важное свойство ESB – масштабируемость, которая позволяет использовать интеграционную шину с различными объемами данных и информационных систем, делая равномерную распределение нагрузки между приложениями. Благодаря масштабируемости, обработка информации в случае сбоя происходит частями, что исключает потерю данных и не требует повторной передачи уже отправленных пакетов.
Применение ESB также обеспечивает возможность непрерывного развития информационных мощностей предприятия, при этом IT-ландшафт может быть неоднородным. Традиционная SOA-архитектура с ESB в качестве центрального компонента уже уступает место микросервисной архитектуре, которая позволяет решить ряд проблем, связанных с усложнением с ростом бизнес-логики.
В сервис-ориентированной архитектуре, в которую входит ESB, все API объединяются, обеспечивая сквозную интеграцию. API является контрактом, который описывает условия «общения» программ, входные и выходные данные, типы операций. Использование API упрощает взаимодействие, позволяя различным сервисам связываться между собой и создавать доступные интерфейсы для пользователей.
Какой принцип лежит в основе микросервисной архитектуры и как она отличается от традиционного подхода с ESB шиной?
Микросервисная архитектура разбивает функциональность на маленькие сервисы, которые решают отдельные бизнес-задачи, управляются одной командой и работают изолированно от других сервисов. Каждый сервис имеет свое хранилище информации и нет централизованной базы данных. ESB в этом случае выполняет функцию транспорта сообщений, не обладая бизнес-логикой. Взаимодействие пользователей с сервисами осуществляется через API, который также не содержит бизнес-логики.
Использование микросервисной архитектуры имеет несколько преимуществ при эксплуатации и развитии информационной системы на предприятии, таких как:
- Простота внесения изменений в приложения, не требующая обновлений всей системы;
- Легкость тестирования и автоматизации отдельных компонентов системы;
- Лучшее понимание процесса командой поддержки, когда каждый компонент обслуживается 1-2 разработчиками, и все четко осознают свои задачи.
При выборе платформы для интеграции лучше всего использовать гибкое решение, соответствующее современным потребностям. В настоящее время это открытое программное обеспечение и технологии интеграции на основе микросервисной архитектуры.
Фото: freepik.com