«Великим постом поставить цель изменить себя»: игумен Флавиан (Матвеев) в программе «Беседы с батюшкой»
О малых и больших целях Великого поста, плодах покаяния и радости встречи Пасхи Господней рассказал в программе «Беседы с батюшкой» православного телеканала «Союз» наместник Крестовоздвиженского мужского монастыря игумен
О малых и больших целях Великого поста, плодах покаяния и радости встречи Пасхи Господней рассказал в программе «Беседы с батюшкой» православного телеканала «Союз» наместник Крестовоздвиженского мужского монастыря игумен Флавиан (Матвеев).
В начале беседы ведущий эфира Сергей Новиков спросил: «Время поста называется особо благодатным. Но пост повторяется из года в год. Как быть, если у человека просто выработалась привычка: весь остальной год грешит, а во время поста приносит покаяние? И так из года в год».
— Великий пост – особое время в жизни Церкви и в жизни христианина. И эти два аспекта в жизни каждого человека укладываются по-разному. С одной стороны, мы открываем церковный календарь и видим: вот подготовительные недели к Великому посту, вот время Великого поста, вот Страстная седмица, после чего наступает Пасха. Мы понимаем, что это часть жизни всей Церкви, христианских общин, приходов. Церковь призывает прихожан совершать покаяние, подвиги самоограничения, заботиться о своей духовной жизни во время Великого поста в гораздо большей степени, чем в остальное время.
Пастырь привел сравнение Великого поста с некой десятиной. Во времена Ветхого Завета десятую часть всего, что человеку принадлежало, нужно было отдать Господу. И примерно такую часть времени занимает Великий пост.
— С другой стороны, Великий пост пройдет для человека понапрасну, если он будет восприниматься как отбытие наказания: меня церковный календарь заключил в рамки, и я теперь до Пасхи рта на все вкусное не могу разевать, но Великий пост пройдет, и наступит привычная жизнь. При таком отношении Великий пост никакой пользы не принесет. Получается какая-то с ног на голову поставленная духовная жизнь, когда для человека жизнь, которая идет Великим постом, – это какая-то ненормальность, а потом наступит нормальная жизнь, когда он будет опять жить как раньше, питаться как раньше и относиться к жизни как раньше.
Конечно, это глубоко порочное отношение. Потому что в этом есть только лишь ориентир на то, чтобы быть как все, и Великий пост воспринимается как какая-то помеха, которую создает Церковь. При таком подходе у человека нет цели Великим постом поставить перед собой какие-то задачи. Человек просто послушал, что сказали, посмотрел на других, как они это делают, но не поставил перед собой цели изменить себя.
Пастырь отметил, что покаяние – это процесс, и процесс целожизненный, но особенным образом мы совершаем покаяние Великим постом.
— Покаяние должно иметь своим результатом плод. В христианской аскетике есть такое понятие – плоды покаяния. Даже если эти плоды покаяния будут совсем маленькие, даже если человек в первый раз постится и воздерживается только от мяса, например, и хотя бы три или четыре раза прибегнет к Таинствам Исповеди и Причастия, чтобы хорошенько покаяться, хорошенько прильнуть к Господу, то, выполнив даже эти совсем небольшие цели, к Пасхе человек будет уже другим, у него будет что принести Христу Спасителю, — уверен отец Флавиан.
Батюшка, может быть, дадите совет, что почитать Великим постом?
— Это очень важно. Великий пост – это особое время в жизни Церкви, в жизни христианина, и это время должно быть временем духовного насыщения. Нужно сказать себе: «В остальное время я не так много времени уделяю чтению, а Великим постом просто обязан читать». Если человек не имеет привычки читать Евангелие в ежедневном режиме, то Великим постом можно взяться за это и читать Евангелие по главам, либо по сюжетам, либо по отрывкам, которые в текущий день читаются в храмах Божиих. Эту привычку внести в Великий пост, а потом нести дальше.
В плане общего развития, общего понимания основ веры каждый христианин должен задать себе вопрос: «А я читал в своей жизни Катехизис?» Иной раз общаешься с христианами, вроде бы люди и в храм ходят, и к таинствам приступают, и от себя требуют многого, духовная жизнь происходит, а спросишь, читали ли Катехизис, – нет, не читали. Конечно, что-то человек знает, читал какие-то книги, но если не читал Катехизис, то знания об основах веры неизбежно будут разрозненными.
«Катехизис» с греческого так и переводится: «основы православного вероучения, основы научения вере». Там все вопросы изложены систематично, правильно, кратко, ясно и понятно. Эта систематика и нужна. Потому что в христианине всегда должно быть стремление к объективности и целостности восприятия основ веры и основ церковной жизни. Себя внутри Церкви человек должен осознавать именно как часть единого целого, и Катехизис помогает этому осознанию.
Гость программы отметил, что во всем остальном « духовную пищу » каждый человек должен выбирать для себя согласно своему уровню развития, уровню культуры, уровню образования.
Последние новости
Тематические недели Министерства здравоохранения России
Министерство здравоохранения запускает новые инициативы для улучшения здоровья населения.
Продолжение программы догазификации на Среднем Урале
Более 87 тысяч домов уже подключены к газу благодаря масштабной программе.
Увеличение рисков на водоемах Свердловской области в холодный сезон
Судоводителям напоминают о необходимости соблюдения правил безопасности.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований