Резолюция участников круглого стола по проблемам старообрядных приходов Русской Православной Церкви
25 мая 2022 года участники круглого стола по проблемам старообрядных приходов Русской Православной Церкви XXX Международных образовательных чтений,
25 мая 2022 года участники круглого стола по проблемам старообрядных приходов Русской Православной Церкви XXX Международных образовательных чтений, проводимых в год 350-летия со дня рождения Императора Всероссийского Петра Алексеевича Романова с призывом дать всестороннюю оценку его личности, считают этого правителя масштабной, но неоднозначной фигурой — историческим деятелем, который продолжает идеологически разделять людей нашей страны даже спустя столетия.
Главное содержание реформ Императора Петра I заключалось в подражании Западу и попытках слияния с ним. В переустройстве армии и государственной бюрократии заимствование немецких, голландских и прочих технологий и опыта могло носить инструментальный и внешний характер. Однако преобразования в сфере русской культуры и церковные реформы Петра, затронувшие повседневный быт, веру, мировоззрение и даже внешний облик целой нации, стали символом и знаменем деятельности этого царя.
Духовная сторона петровских преобразований заключалась в цивилизационной переориентации России в сторону Западной Европы и ее все менее христианских, все более секулярных вкусов и убеждений. Этот процесс отхода от старой русской, “московской” традиции начался еще при отце Петра – царе Алексее Михайловиче, проведшем совместно с бывшим патриархом Никоном печально известные реформы. Их целесообразность и методы были сомнительны, а последствия оказались драматичны – попытки насильственно утвердить на Руси новую (новогреческую и малороссийскую) традицию привели к расколу верующего народа и духовной смуте. Суд над Патриархом Никоном и его смещение надломили некогда сильные позиции церковной власти, монархия в России лишилась старой системы сдержек и противовесов, и уже некому было духовно и политически защитить Россию от необдуманной и поспешной “вестернизации сверху”. Вскоре появился царь, который навязал свою волю всему обществу – и окончательно подавил Церковь. Им стал Петр.
Лишившись при Петре I патриаршества, утратив самостоятельность, превратившись в одно из государственных учреждений, Церковь была поставлена императором в подчиненное, служебное положение. Подражая протестантской системе национальных церквей с абсолютным монархом во главе, Петр утвердил “Духовный регламент” 1721 года, согласно которому Церковь управлялась подконтрольным царю Синодом. Утратив административную самостоятельность, вскоре, при Екатерине II, синодальная Российская Церковь лишилась и материальной базы своей независимости. Оценивая церковную реформу Петра I в 2009 году, Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл сказал: “Большой вред Церкви нанес император Петр I… Он просто подчинил Церковь государству, сделал Церковь частью государственной машины. И не потому ли так сильно ударила революция по Церкви, что в сознании многих людей Церковь была инструментом власти?» ( patriarchia.ru/ )
Можно заключить, что петровские преобразования были противоречивы: укрепляя мощь российской державы, он ослаблял духовный стержень нации. Просиявшие в XVIII-XIX веках святые подвижники благочестия оставили множество свидетельств наступившего духовного кризиса. Будучи, как признавали современники, лично верующим христианином, Петр I при этом демонстративно бросал вызов традиционной православной нравственности и благочестию, его дети были рождены вне брака, в среде высших слоев общества в моду насильственно вводились употребление табака и фривольные наряды, а кощунственные “всешутейшие и всепьянейшие” соборы явились формой глумления над Церковью и верующим народом, предвестником гонений на веру французской революции и большевизма. В этой же логике борьбы с религиозностью совершалось и принудительное бритье бород.
Оставаясь сильной и еще больше укрепляясь в военном и политическом отношении, Россия приобрела при Петре внутренние социальные и нравственные болезни, такие, как отрыв элиты от основного населения страны, культурно-цивилизационную зависимость от иностранного влияния и стремительную секуляризацию. Открывшись Западу в XVIII веке, Россия стала получать оттуда не только плоды западной культуры и знаний, но, как говорил 17 мая 2022 года в своем выступлении в Совете Федерации Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, и “опасные идеи, основанные на отрицании христианского наследия и моральном релятивизме” ( patriarchia.ru/ ) Внутри самой России начали зреть деструктивные силы богоборчества и разрушения. Следуя евангельскому принципу “по плодам их познаете их” ( Мф 7:16 ), приходится констатировать: спустя менее чем два столетия после Петра основанная им православная российская Империя пришла к чудовищной по своим последствиям революции, к духовной катастрофе ХХ века.
Таковыми оказались плоды поспешного и во многом насильственного обмирщения в западном духе, которые сказываются на нашей жизни и сегодня – как внутри страны, в сохраняющихся разделениях общества, так и во внешней политике – в трудных отношениях с коллективным Западом. В духовном же плане “путь Петра” – антитрадиционализм, вседозволенность и подражание протестантскому устройству Церкви – зарекомендовал себя как “широкие врата” ( Мф 7:13 ), ведущие к катастрофам и трагедиям. Приверженцы святорусской православной традиции — старообрядцы в лоне Московского Патриархата — не видят в этом императоре и его взглядах на церковно-государственные отношения образа, заслуживающего подражания.
Последние новости
В России введены штрафы за пропаганду чайлдфри
Закон о запрете пропаганды идеологии отказа от рождения детей подписан президентом.
Бюджет Свердловской области на 2025 год: новые инициативы и федеральная поддержка
Минфин представил предложения по балансировке бюджета с учетом мнений жителей региона.
Опасности абортного мышления и его влияние на общество
Обсуждение последствий легализации абортов и необходимость поддержки матерей.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией