ОТ ЗВЕЗДЫ И ДО ВОДЫ

Совсем недавно Вифлеемская звезда возвестила всему миру о Рождестве Христовом.


Совсем недавно Вифлеемская звезда возвестила всему миру о Рождестве Христовом. Этот праздник объединяет вокруг себя не только христиан – людей, считающих Иисуса Христа Господом Богом и Спасителем мира, но и тех, кто воспринимает его как важную часть культурной жизни нашей Родины, независимо от своих религиозных взглядов.

Рождество, значит – рождение. В этот день родился у Девы Марии и праведного Иосифа сын Иисус Христос – Спаситель мира, даровавший всем людям вечную жизнь, искупление грехов и спасение души, которое, согласно учению христианской церкви, достигается, если человек во время своей земной жизни искренне и твёрдо старается жить по святому Евангелию – главной книге всех христиан, где изложены жизнь и учение Спасителя.






Икона «Рождество Христово». Неизвестный мастер итальянской школы. Первая половина XIX в.




В народной культуре событие Рождества Христова связывалось с рождением солнца после периода зимнего солнцестояния, а значит и с торжеством самой жизни. Наиболее  значимыми праздниками рождественского периода, кроме самого Рождества Христова, являлись Васильев вечер (канун Нового года) и Крещение Господне. Все праздники от Рождества Христова до Крещения Господня определяют временные границы Святок.

Святками, или святыми днями, назывались две недели от Рождества Христова до Крещения Господня. Весь цикл связанных между собой праздников нередко именовался в народе колядой, а поскольку главным обрядовым блюдом святочного периода являлась особая каша из зёрен – кутья (или сочиво), то это дало основание дать название канунам главных праздников Рождественского периода: «Первая кутья, или Постная» (перед Рождеством), «Вторая кутья, или Скоромная, Богатая» (перед Васильевым днём) и «Третья кутья, или, голодная» (накануне Крещения). Сами же кануны этих праздников также назывались «сочельниками».

Согласно принятому в дореволюционной России юлианскому календарю (даты по «старому стилю») Новый год (1 января) делил Святки на две недели. Первая неделя Святок длилась от Рождества Христова (25 декабря) до Васильева вечера (дня святого Василия Великого – 31 декабря) и называлась «святыми вечерами». Она была связана с радостным событием Рождества Христова, приходом в мир светлой силы. Вторая неделя святок длилась от Нового года (1 января) до Крещения Господня (6 января) и получила название «Страшные вечера». Она осознавалась как время разгула на земле тёмной силы.

После введения в России григорианского календаря (даты по «новому стилю») в 1918 году все даты были передвинуты на две недели вперед, кроме даты Нового года, который по-прежнему отмечался 1 января. Именно поэтому в наше время порядок следования праздников изменился, и мы сначала отмечаем Новый год (1 января), затем Рождество Христово (7 января), а после этого Крещение Господне (19 января).




Икона «Святитель Василий Великий». Нижний Тагил. XIX в.



Святки были самым большим, шумным и весёлым народным праздником, святым и волшебным временем, когда мир устанавливался заново, а граница между видимым и невидимым мирами исчезала. Святки соотносились в народной культуре со множеством обычаев, обрядов, поверий, примет, в которых языческие мотивы тесно переплетались с христианскими легендами о Спасителе мира. К языческим обрядам относились практически все святочные гадания, игры, ряжение, колядование… Исполнение этих обрядов способствовало благополучному течению наступающего года: хорошему урожаю, здоровью, миру и процветанию семьи и окружающих.

Для многих девушек особо долгожданными были «страшные вечера», когда можно было «заглянуть судьбе в глаза» и погадать.

Одним из самых любимых было гадание с петушком. На полу раскладывали различные предметы: хлеб – к жизни сытой и богатой; соль – муж будет вредный и сердитый; зеркало – муж-щеголь; уголь – к долгому девичеству; вода в блюдце – муж будет выпивать; монетки – к богатству. Договаривались девушки, кому будут гадать, опускали петуха и следили, к какому предмету он направится – такова и судьба гадальщицы.

Можно было узнать свое будущее, бросив башмак или валенок за ворота избы, – в какую сторону носок – оттуда и жених придет. А имя суженого – имя первого попавшегося на улице мужичка.

Но самыми точными считались «страшные» гадания в канун праздника Крещения Господня. Для них особым образом заготавливался еще накануне Нового года (31 декабря –дня святого Василия Великого), «васильевский» огарок. Первый огонь в этот вечер добывали непременно на лучину, которую зажигали углями из печки, а не с помощью спичек. После того, как лучина обгорала, ею зажигали уже свечу или лампу. А сам огарок, по народным представлениям, обладал защитными свойствами, отгоняющими нечистую силу. Поэтому во время гаданий, предполагающих контакт с «иным» миром, девушка сначала зачерчивалась васильевским огарком, обводя вокруг себя круг «супротив солнца» – «не по-божьи», а в завершение гадания той же обгорелой лучиной «расчерчивалась», то есть проводила ею по обведенному ранее кругу, но уже в обратную сторону – «по солнцу», «по-божьи».





Святочные гадания. Художник Константин Маковский. 1905 г.
Фото из открытых интернет-источников.



Бывало, что в студёный крещенский вечерок девушки отправлялись в баню, где якобы обитал мифологический повелитель бани – банник. Страшно, темно кругом, а любопытство-то берёт своё... Протягивает ручку белую красна девица в окошечко, робко так спрашивает: «Банник-дедушка, скажи, выйду ли я замуж?». Если погладит банник ручку девицы мохнатой лапой, стало быть, выйдет девица замуж, а коли холодной голой ладонью по руке девицы проведёт, то весь год в девках ей сидеть! Тут и весь сказ! А иногда расшалится банник да как ухватит за руку! Только визг стоит на весь околоток! И невдомёк красным девицам, что не банник судьбу предсказывает, а парни заводские шалят да себе невест выбирают, какая приглянулась, ту куском шерсти и погладят.

Завершался святочный цикл великим двунадесятым праздником Крещения Господня. Согласно Евангелию, Иисус Христос, достигнув тридцати лет, всенародно вступил в свое открытое служение для искупления рода человеческого от греха (по ветхозаветному закону ранее тридцати лет принимать сан учителя или священника не позволялось). Спаситель пришел на реку Иордан, при которой пророк Иоанн Предтеча приготовлял народ иудейский к принятию обетованного Искупителя, – и принял от Иоанна крещение в водах реки Иордан.



  Богоявлением этот праздник называется потому, что при крещении Спасителя было особое явление всех трех лиц божества: бог Отец из отверстых небес свидетельствовал о крещаемом сыне, Сын Божий крестился от Иоанна Предтечи, Дух Святой в виде голубя сошел на Иисуса Христа, подтверждая таким образом, что он – единородный Сын Божий.




Икона. Воскресение Христово. Конец XIX в.


Сам Иисус Христос, как источник всякой чистоты и святыни, безгрешный и непорочный, не имел нужды креститься, но так как он взял на себя грехи человечества, то и пришел к реке, дабы очистить мир людской посредством крещения. Своим погружением в водную стихию Христос освятил естество воды и для нас устроил купель святого крещения.

В память об этом событии происходит в храмах и на водоемах великое освящение воды. Богоявленская, или крещенская вода считается святыней, исцеляющей душу и тело. Её сохраняют в течение года, ей окропляют вещи, пьют в случае болезни.

В народной культуре время от Вифлеемской звезды до крещенской воды было святым и грешным, великим и смешным. Старое и новое чудесным образом уживалось в святках, наполняло мир вокруг волшебством и чудом, главным из которых было Рождение в мир Христа-Спасителя!


Антон Владимирович Васенев,
научный сотрудник Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал


Последние новости

Задачи системы образования до 2040 года обсудили сегодня в Губернаторском лицее

Стратегию развития образования до 2040 года обсудили сегодня, 18 января, на стратегической сессии в Губернаторском лицее .

Евгений Куйвашев наградил победителей конкурса «Достояние Среднего Урала» в День образования Свердловской области

Мотоцикл «Урал», музейный комплекс в Верхней Пышме, природный парк «Оленьи ручьи», сказы Павла Бажова,

Внимание! Отключение водоснабжения

По информации ООО «АВТ Плюс»: - в связи аварийными ремонтными работами на сети ХВС в г. Тавда, от ул.

Частотник

Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку

На этом сайте вы найдете актуальные вакансии в Нижнекамске с предложениями работы от ведущих работодателей города

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *