Народные исполнители
Май для нас — особый месяц, и скорбный, и радостный. 9 мая — значимая дата, окончание Великой Отечественной войны, победа над фашизмом!
Май для нас — особый месяц, и скорбный, и радостный. 9 мая — значимая дата, окончание Великой Отечественной войны, победа над фашизмом! Нет ни одной семьи, которую бы обошли потери, и мы помним и скорбим о погибших, гордимся победителями, чествуем ветеранов Великой Отечественной и тружеников тыла. А они не любят говорить о войне: «Лучше вам не знать, что мы пережили!».
Не оставляет вопрос, как же всё-таки выжили, как победили?
Наталья Фёдоровна Пирогова (1918 г.р.), уроженка села Сипавское, вспоминая военное время, утверждает, что выжили благодаря крепкой вере, упорному труду и песне. Верили, что Господь никого не оставит без помощи! Молитва, ежедневная тёплая за своих близких, родненьких прогоняла леденящий страх, утишала боль, давала силы, вселяла надежду. Изнурительный труд, голод притупляли мысли, а песня объединяла, помогала излить отчаяние и горе, как и молитва, целила душу. С песней и плакали и смеялись.
Эта колыбельная пелась в горькие годы войны, когда шли похоронки в каждый дом, не по одной. Мама моя проводила на фронт пятерых сыновей. Водилась она с нашими ребятами, всегда пела со слезами на глазах, её колыбельные были как молитвы, услыхав, можно было заплакать. Качает ребёнка на руках, сама поёт:
Не унывай, не унывай, душа моя,
Уповай, уповай на Господа.
Услыши, Господи, печаль мою,
Не оставь, Господи, рабу твою
Прости мою душу грешную.
Баю-бай, бай-бай, баю-баеньки,
Баю-бай, бай-бай, баю-баеньки.
Спи-ко, дитятко, моё ма́ленько.
Мама все молитвы знала, на клиросе пела, а потом и депутатом совета была, и руководителем хора. Она говорила всегда: «Наташа, пой! Песни-то петь, эть не материться, это не грех. Бог весёлых любит». Всё говорила мне, чтобы я пела. Я набожная была, изо всех девок, подружек, одна ходила в церковь в Пирогову. Помню, она мне как-то сказала: «Будешь в церкву ходить, куплю тебе ботинки на высоком клобуке».
Я двенадцатая в семье была. Все пели песенки, все пели. Вот Коля, брат, в партизанских отрядах был, одно письмо пришло и сразу похоронна. «Молодость моя, Белоруссия…» — там он и похоронен. Он и плясал, и запевал, и свистел, и на балалайке играл — торопился жить! На два года меня старше. Ушёл на действительную службу, как мой Иван Артемьевич, а война застала. Ой, какие все были ребята! Осенью должен был прийти домой — открылась война.
А один брат погиб накануне Победы, он был в кавалерии. Друг его писал: ехал на своём чалом коне, из-за угла его убили. Там в Латвии где-то схоронен. Жена у него живёт в Колчедане — пе́сельница. И ведь понимаете что: на ком жениться, в того родиться! Вот Лида, сноха, к нам пришла, я только с ней напеваюся досыта, только с ней все праздники.
Когда выходишь из дома, надо прочитать вот это:
Ангелы, Архангелы,
Спасители, сохранители,
Спасите меня, сохраните меня
От огня, от пламени,
От злого человека,
От нечистого духа. Аминь.
А чтобы дом твой был сохранён:
Ангелы — в окошках,
Богородица — в дверях,
Круг моёго-то двора
Стоит огненна река,
Булатный тын
Во веки веков. Аминь.
Мне мама говорила: «Вот тебя только молитва сохранила на почте-то». Привезут всей деревне, по сорок – пятьдесят тысяч мешками, я бросаю, бросаю, бросаю — полна кладовка деревянная, ни сейфа, ничего не было. Война, за булку хлеба убивали! А у меня, привезут в двенадцать часов дня, до одиннадцати вечера эти все ценности. Вот как-то сохранилась, двадцать пять лет одна на почте.
Личный архив В. Н. Теплова.
Записано в г. Каменск-Уральский, 1995
В тяжкие голодные годы военного времени только песня помогала нам выжить. Выступали в госпиталях Свердловска, Каменска, плакали, но пели. Когда пошли похоронные почти в каждый дом, надо было людей спасать. И вот мы давали сначала отплакаться, а потом собирали матерей, вдов в клуб, старались как-то их унять, утешить. И тут песня помогала нам.
Говорят, что от радости поёт душа. Неправда. Радость — радостью, а душа переживает, воет. Песня спасала. В песнях той поры много печали было, изливалось горе горькое. Без слёз наша песня не поётся. Современная песня возбуждает, а старинная — в душу смотрит, на сердце влияет.
Сейчас без песни не обходится ни один праздник, песня всегда с нами — в радости и горе, в веселье и тоске. Наша песня, как река Волга, течёт издалека долго — века, чтобы долететь, дошагать до наших дней. Ведь мы поём настолько старинные песни, что навряд ли поёт ещё какой-то коллектив такие проголосные. Они у нас подлинно народные, с выговором старинным уральским, с переливами, с повторами «ой, ох да…». Нигде таких песен нет.
«Сипавский соловей». — Екатеринбург, 2014 —
(Серия «Народные исполнители»; выпуск 1).
Аудио_Не кукушечка кукует
Аудио_Не унывай, душа моя
Аудио_Наташа, пой!
Аудио_Ангелы, Архангелы
Последние новости
В России введены штрафы за пропаганду чайлдфри
Закон о запрете пропаганды идеологии отказа от рождения детей подписан президентом.
Бюджет Свердловской области на 2025 год: новые инициативы и федеральная поддержка
Минфин представил предложения по балансировке бюджета с учетом мнений жителей региона.
Опасности абортного мышления и его влияние на общество
Обсуждение последствий легализации абортов и необходимость поддержки матерей.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией