«Апостол Павел призывает нас не только непрестанно молиться, но и радоваться»: священник Илия Александров о Рождественском посте
О Рождественском посте, как его прожить, и о том, как пост связан с Луи Армстронгом, рассказал иерей Илия Александров, настоятель храма во имя святителя Иннокентия, митрополита Московского.
О Рождественском посте, как его прожить, и о том, как пост связан с Луи Армстронгом, рассказал иерей Илия Александров, настоятель храма во имя святителя Иннокентия, митрополита Московского.
Любая заповедь, в том числе поста, это не приказ. Это завещание. Со всеми причитающимися, как в гражданском праве, правами и обязанностями. Завещание нужно, чтобы вступить в наследство. Кто то зная, что его ждет, от него отказывается. Наше же наследство, это Царство Небесное. Хотелось бы выполнить условия его получения.
Итак, пост — это одна из заповедей Священного Писания. По словам Отцов Церкви: «Он современен человечеству. Пост узаконен в раю». Ветхозаветные праведники постились так сурово, что сторонники правильного питания и веганы, позавидовали бы их притязательности в отношении еды, точнее ее отсутствия. Но это внешняя сторона, была неотделима о внутренней сути: «разреши оковы неправды, развяжи уз ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом… Тогда ты воззовешь, и Господь услышит… И будет Господь вождем твоим всегда» (Ис.58:6-11).
Поэтому, постясь «постом приятным», не забываем главного. Во-первых, это не диета, а это наведение порядка у себя в жизни и душе. Всему свое время. Должно время и для ПХД (парко-хозяйственного дня уборки). Отстирываем нашу крещальную белую одежду! Особенно перед праздником. Тем более, что Рождественский пост не строгий, можно назвать его рыбным. По Типикону (монашескому уставу) безрыбные дни — понедельник, среда и пятница. Простым людям в миру, лучше поститься по силам (а силы помогут соизмерить рекомендации врача терапевта или нутрициолога) и посоветоваться со священником, к которому они ходят на исповедь. Ведь, как мы помним, цель поста — это воздержание от греха.
Помимо индивидуальных противопоказаний, есть «целевые группы» которым пост не рекомендован от слова совсем. Здесь и путешествующие (хотя при нынешних комфортабельных условиях туристических поездок, пост может показаться приятным, но важным, пустяком), и те, у кого особо тяжелые условия труда, кормящие и беременные (моя супруга хотя и постилась первые четыре беременности, на пятой вот, устала), воины. Всем им можно наложить на себя отдельные дни поста, когда придет для этого время.
Но Новый год, скажет внимательный читатель, приходит как-то не вовремя! Не будем углубляться в различие церковного и светского календаря и различные варианты их компромисса. Скажем так, если весь год человек жил по богослужебному календарю, то и Новолетие пройдет для него так же легко и незаметно. Если по светскому, то тоже, уверен, все пройдет «по плану». Но что делать, если в этот день планы людей живущих по разным календарям пересекаются? Тогда, здесь все зависит от места. Если это мой дом, все будет по моим правилам. Если в гостях, то по правилам гостеприимства, которые одинаковы для всех. Пост, в таком случае, мы помним главное, это воздержание от греха. Но как это делать, если все вокруг радуются? Заметим, что Апостол Павел призывает нас не только непрестанно молиться, но и как раз радоваться. В радости нет греха. На наших богослужениях постоянно поют, как пел царь Давид, а на православных службах в Африке еще и танцуют, так же как и он. А разделить радость с радующимися еще и добродетель, по словам того же апостола.
Так же важно, если мы все стараемся делать по правилам, чтобы пост не разъединял, особенно семью, а собирал. Особенно родителей и детей, особенно на семейной трапезе. Все надо делать вместе и по силам. И за столом говорить не о содержимом кастрюли, а жизни. Хотя бы прожитого дня или закончившегося года. И в таком разговоре, не забыть поблагодарить Бога и родителей.
Интересно отметить, что изначально рождественский пост, упоминания о котором можно найти в текстах IV века, был значительно короче, а сорокадневным он сложился на рубеже тысячелетия. И стал таким образом изображать пост Моисея, перед получением на каменных скрижалях начертаний заповедей Божиих. Ведь именно по этому, по выражению Отцов Церкви, постясь сорок дней, мы созерцаем и приемлем воплотившееся и родившееся Живое Слово от Девы. А с Луи Армстронгом, пост связан как раз через связь его с Моисеем, как и в его самой знаменитой «Go Down, Moses»!
Последние новости
Прокуратура Ачитского района защитила права инвалида
Местная жительница получила квартиру по социальному найму
Прокуратура проверяет антикоррупционное законодательство в Нижнем Тагиле
В суд направлено исковое заявление о взыскании незаконно полученных средств.
Свердловская область представила проект бюджета на 2025 год
Минифин региона завершил согласительные процедуры и учел мнения жителей.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований