Пятнадцать лет без ОПС? Часть третья. «Был человек, и нет человека». (Само)убийство Александра Хабарова

Пятнадцать лет назад, ранним утром 27 января 2005 года, в камере предварительного заключения Следственного изолятора № 1 (СИЗО № 1) в Екатеринбурге был обнаружен мертвым подследственный Александр Алексеевич Хабаров.

Пятнадцать лет назад, ранним утром 27 января 2005 года, в камере предварительного заключения Следственного изолятора № 1 (СИЗО № 1) в Екатеринбурге был обнаружен мертвым подследственный Александр Алексеевич Хабаров. Бизнесмен, депутат Гордумы и экс-глава Общественно-политического союза «Уралмаш» был задушен самодельной удавкой, изготовленной из лампасов его спортивных штанов.

На место происшествия в СИЗО № 1 сразу же выехала следственно-оперативная группа во главе с первым замом областного прокурора. Расследование взял под личный контроль прокурор Свердловской области Александр Шайков. В тот же день прокуратура Свердловской области возбудила уголовное дело по статье 105 УК РФ «Убийство», что дало повод некоторым СМИ утверждать, что причина смерти уже точно установлена, осталось найти виновных. В следственную бригаду вошли сотрудники прокуратуры Свердловской области, прокуратуры Екатеринбурга, Верх-Исетской прокуратуры, УБОП, ФСБ. Следственный изолятор в первые дни после происшествия был буквально наводнен оперативниками и сотрудниками спецслужб.

Напомним, что Александр Хабаров находился в камере по решению Верх-Исетского суда от 15 декабря 2004 года об избрании ему меры пресечения по делу Банка24.ру, или «дела трех Александров» . Заявление на Хабарова и Вараксина написал банкир Сергей Лапшин .

Несмотря на то, что статья 179 УК РФ «Принуждение к совершению сделки» не предусматривала длительных сроков заключения, судья Верх-Исетского суда Николай Морозов решил, что двухмесячное содержание под стражей будет для Хабарова подходящей мерой. Адвокаты Хабарова обжаловали это решение в Свердловском областном суде, но 19 января 2005 года в изменении меры пресечения было отказано.

Известно, что, когда судья Морозов узнал о смерти Хабарова в СИЗО, это стало для него шоком и очень тяжело отразилось на его душевном состоянии.

Сравнение какой-либо сенсации с «разорвавшейся бомбой», конечно, самое банальное из всех банальностей. Но все, кто помнит взрывные заголовки свердловских СМИ утром 27 января 2005 года и моментально начавшееся повсеместное обсуждение шокирующей новости, согласятся, что для этого случая сравнение абсолютно уместно. «Екатеринбург вздрогнул», «новость потрясла город» – это тоже не преувеличение. Новость обсуждали, комментировали, строили прогнозы на будущее. Срочного отклика и комментариев о смерти Хабарова журналисты ждали не только от силовиков, но даже от губернатора Эдуарда Росселя и мэра Аркадия Чернецкого .

Тогда всем казалось естественным и логичным, что обязана высказать свое отношение и муниципальная, и государственная власть. Хабаров для Екатеринбурга был фигурой значимой, знаковой и в чем–то уже легендарной. Впрочем, «область» и «город» ограничились комментариями через пресс-службы с самыми общими словами о прискорбном характере происшествия и о том, что в обстоятельствах смерти должны разобраться компетентные правоохранительные органы.

Прокурор Свердловской области Александр Шайков сразу заявил:

«Результаты осмотра места происшествия и предварительная проверка дают основания считать насильственным характер смерти депутата городской думы Екатеринбурга Александра Хабарова. Расследование этого дела поручено специально созданной следственной бригаде. Назначен ряд экспертиз и следственных проверок, в том числе деятельности работников СИЗО № 1 Екатеринбурга, где содержался Хабаров, не обеспечивших режимные требования»

29 января 2005 года А. Хабаров был похоронен на Северном кладбище на Уралмаше. По одним сведениям, проститься с покойным пришло более 10 тыс. человек, по другим – около 5 тыс. Появились даже слухи, что по инициативе силовиков было специально остановлено движение трамваев на Уралмаше якобы по техническим причинам, чтобы предотвратить массовое прощание с «криминальным авторитетом». Эта мера не помогла, люди приезжали на автобусах, маршрутках.

Одних цветов было принесено столько, что под них пришлось выделить специальный автобус. Наиболее подробный телерепортаж об этой церемонии сделало «Телевизионное Агентство Урала» Иннокентия Шеремета.

В этом же сюжете упоминалось о проведенной по инициативе семьи и адвокатов Хабарова независимой экспертизе, которая обнаружила синяки и ссадины на теле покойного и следы термических ожогов на ногах.

Все сводилось к тому, что имело место именно убийство. Да и сам факт церковного отпевания покойного противоречил версии суицида.

Более или менее прямо о том, что смерть Хабаров а не была самоубийством, публично высказались депутат Госдумы Евгений Ройзман , депутат Екатеринбургской гордумы Нафик Фамиев , руководитель фонда «Город без наркотиков» Андрей Кабанов , глава консалтинговой группы «Бакстер» Дмитрий Гусев , политконсультант Олег Майтвейчев , политологи Вадим Дубичев и Константин Киселев . Даже те, кто осторожно допускал возможность суицида, предсказывали негативные последствия смерти Хабарова в виде новых криминальных войн и беспрепятственной экспансии на Средний Урал этнической преступности.

На следующий день, 28 января, газета «Коммерсантъ» откликнулась на трагедию публикацией с фирменным «коммерсантовским» заголовком - «Уралмаш» с петлей на шее. Депутата Хабарова повесили в тюрьме».

В публикации отмечалось: «В окружении погибшего депутата считают, что Александр Хабаров покончить жизнь самоубийством никак не мог». «Коммерсантъ» также привел слова Евгения Ройзмана, убежденного в несостоятельности версии самоубийства: «Суицид и сердечный приступ – это вранье. Александр Хабаров был здоровым, успешным и богатым человеком, поэтому я считаю, что его смерть – это результат того заявления, которое он сделал в отношении кавказских авторитетов».

Нужно отметить, что именно Ройзман из всех комментаторов сразу же наиболее резко и открыто связал убийство Хабарова с последствиями конфликта между «Уралмашем» и «кавказцами».

Агентству «Новый регион» Ройзман заявил: «Вся история идет с сентября прошлого года. Когда Хабаров вышел и сказал прилюдно, что кавказцы в город не зайдут и второго Беслана здесь не будет. Он понимал, на что шел. Обидно, что погибают сильные и независимые, а трусы и подлецы оказываются живучее. Сначала человека непонятно за что посадили, а потом убили… Отец четверых детей и депутат Гордумы… Был человек, и нет человека».

Андрей Альшевских , тогда депутат палаты представителей Законодательного собрания Свердловской области, пошел еще дальше, сказав: «Непонятно, почему уголовное дело возбуждено по статье «Убийство». Смерть Александра Хабарова нельзя квалифицировать как простое убийство, так как он был депутатом гордумы и общественным деятелем. Для этого существует другая статья УК – 277-я, «Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля».

Альшевских заверил журналистов, что Законодательное собрание обязательно проконтролирует ход расследования.

Тем не менее при всеобщей убежденности в факте убийства следствию предстояло проверить все версии произошедшего.

Версия 1. Хабаров скончался от естественных причин - сердечного приступа. Эта версия прозвучала от администрации СИЗО-1 в день обнаружения тела Хабарова. Сначала представители администрации следственного изолятора сообщили адвокату Хабарова Валерию Клюкину , что его подзащитный скончался от острой сердечной недостаточности, а затем уже перешли к версии самоубийства, начали утверждать, что Хабаров повесился на оторванных от своих спортивных штанов лампасах. Видимо, первое объяснение родилось экспромтом, как попытка сразу завуалировать вину сотрудников СИЗО в случившемся. В дальнейшем эта версия никем не поддерживалась. Никто не мог всерьез утверждать, что у сравнительно молодого, спортивного мужчины вдруг отказало сердце именно в тот момент, когда он очутился в тюремной камере и был изолирован от своего окружения. К тому же при кончине Хабарова по естественным причинам не было бы необходимости в дальнейшей инсценировке суицида. Версия 2. Хабарова убили сокамерники, с которыми у него возник конфликт. Некоторые источники утверждали, что Хабаров повздорил с двумя или тремя подследственными, один из которых обвинялся в убийстве, и в ходе драки они убили Хабарова. А администрация СИЗО по этой версии пыталась скрыть именно это чрезвычайное происшествие, чтобы избежать своей ответственности. Эта версия также никем всерьез не поддерживалась и не расследовалась. Версия 3. Хабарова убили, сымитировав самоубийство, с участием или при попустительстве администрации СИЗО-1, по заказу кавказских криминальных авторитетов, конкретно - «деда Хасана» . Источники, настаивающие на этой версии, расходились только в подробностях убийства. Одни утверждали, что Хабарова предварительно усыпили или одурманили каким-то веществом. Однако проведенная химическая экспертиза выявила отсутствие одурманивающих, наркотических, психотропных, отравляющих веществ. Судебно-медицинская экспертиза констатировала, что непосредственной причиной смерти явилось повреждение шеи. Однако кто и как накинул удавку – так и осталось навсегда неизвестным. Напомним, что в 2016 году некий Виталий Штырин – заключенный Тавдинской колонии – утверждал, что он являлся свидетелем убийства Хабарова. По словам Штырина, он в ночь убийства находился в соседней камере № 125, слышал и даже видел, как в камеру Хабарова № 126 заходили убийцы, как они связали депутата и повесили его. Скорей всего, Штырин за 15 лет был не единственным из тех осужденных, которые утверждали, что они были свидетелями или располагают информацией о смерти Хабарова. Ни один из таких случаев не повлиял на результаты расследования. Версия 4. Хабаров покончил жизнь самоубийством, повесившись в камере на удавке, которую он сам изготовил, оторвав лампасы от спортивных штанов.

Последняя версия так и осталась единственно официально подтвержденной. Заявивший о насильственном характере смерти Хабарова областной прокурор Александр Шайков покинул свой пост уже в сентябре 2005 года, отправившись работать в Кировскую область. Наиболее конспирологически настроенные источники утверждали, что Шайкова убрали из области именно с целью закрыть дело об убийстве Хабарова. Новый областной прокурор Павел Кукушкин принял решение о прекращении дела. Однако 3 марта 2006 года заместитель генерального прокурора в Уральском федеральном округе Юрий Золотов отменил постановление прокуратуры Свердловской области о прекращении дела об убийстве и вернул его на дополнительное расследование в областную прокуратуру.

Еще до этого Юрий Золотов на пресс-конференции заявлял журналистам, что дело Хабарова должно быть пересмотрено, так как остаются сомнения в обстоятельствах самоубийства:

«Сомнения должны быть всегда. Квалифицированный юрист признает суицид, когда есть реальные факты. Когда, например, человек на глазах у всех стреляется или хотя бы оставляет предсмертное письмо. Случай с Хабаровым не укладывается в эти классические рамки. В литературе часто описываются факты инсценировки самоубийств. Доказать, что человек не наложил на себя руки, а был убит, зачастую практически невозможно».

Из приведенной цитаты ясно, что основанием для дополнительного расследования явились не какие-то новые данные в пользу версии убийства, а оставшиеся сомнения и неясные моменты в материалах первоначального расследования. Как бы то ни было, дополнительное расследование также не привело ни к какой иной версии гибели Хабарова. В апреле 2006 года областная прокуратура повторно прекратила дело по тем же основаниям: в связи с отсутствием события преступления. После повторного прекращения дело вновь было истребовано в Генпрокуратуру РФ для изучения, но в 2007 году по итогам изучения решение о прекращении дела было признано законным и обоснованным. Это было конечной точкой официального расследования смерти Хабарова. Впрочем, в 2007 году при утверждении на должность прокурора Свердловской области Юрий Пономарев обещал еще раз изучить дело Хабарова, но очередная реанимация дела так и не состоялась.

При ретроспективном взгляде на дело о смерти Александра Хабарова могут удивить два момента .

Во-первых, полное отсутствие каких-либо последствий, которые по устоявшимся стереотипам обязательно должны были наступить. Ведь погиб человек, которого считали «криминальным авторитетом» с множеством верных соратников, не менее криминальных. Казалось бы, должна быть месть виновникам. И действительно, многие предрекали новые войны и большую кровь.

Сейчас забавно читать, например, мнение на этот счет политконсультанта Олега Майтвейчева: «Последует большая «ответка», тотальный террор против милиционеров, которые в ту ночь дежурили в СИЗО, против сокамерников, против банкира Лапшина, по заявлению которого Хабаров и был заключен в СИЗО, в конце концов, против деда Хасана. Начнется настоящий беспредел с десятками трупов. Дело в том, что Хабаров был очень популярен в низах, у простых братков, бригадиров. Они ждут сигнала, чтобы отомстить за лидера, ждут этой самой «ответки». Готовы к войне. Если ее не произойдет, пацанва может обидеться и предъявить оставшимся руководителям. В итоге могут появиться новые лидеры из низов, которые сметут действующих авторитетов». Как мы знаем, ничего даже приблизительно подобного не произошло. Сергей Лапшин спокойно продолжал свою профессиональную деятельность. Дед Хасан закономерно погиб в результате заказного убийства в январе 2013 года, но к мести за Александра Хабарова это не имело никакого отношения.

Можно сделать вывод, что подобные предсказания – гремучая смесь «Крестного отца» и российских криминальных сериалов - были основаны на абсолютно мифических представлениях об «уралмашевском» сообществе, о том, во что оно трансформировалось к середине нулевых. Конечно, повлияла и реальная история бандитских войн девяностых, когда «Уралмаш» действительно быстро и жестко отвечал на вызовы своих оппонентов.

Не учтено было только, что девяностые были временем захвата и удержания сфер влияния. Но даже тогда войны начинались и велись не ради мести, а с конкретной целью отстоять свой лакомый «кусок» или перехватить чужой. Что уж говорить о 2005 годе, когда интересы стабильного, безопасного бизнеса стояли уже неизмеримо выше «вопросов чести». Хозяева этого бизнеса просто не собирались играть в донов Корлеоне по запросу братков, бригадиров и прочей «пацанвы», даже если такой запрос существовал.

Второе, что может удивить, - контраст между первоначальной почти стопроцентной убежденностью в насильственном характере смерти Хабарова и между последующим спокойствием, с которым были приняты итоги расследования.

Как выразился певец екатеринбургских девяностых Алексей Иванов: «Перепуганное следствие провело 30 экспертиз и составило психологический портрет Хабарова. Вердикт был однозначен: самоубийство. Однако никто не поверил этому выводу, даже Россель (?!)». Если проанализировать скудную официальную информацию о следствии, можно предположить, что вывод о самоубийстве как итог расследования – это некий «консенсус», результат невозможности доказать убийство. Да, причина смерти Хабарова – повреждение шеи, как установила судебно-медицинская экспертиза. Да, при этом не удалось доказать, что кто-то вошел в камеру и накинул петлю на шею жертвы. Значит, будем считать это суицидом, поскольку не доказано обратное. Отсутствие возражений на официальную версию со стороны семьи и окружения Хабарова – это тоже определенный «консенсус». Верхушке «Уралмаша» был так же не нужен конфликт с силовиками, как криминальная война с предполагаемыми заказчиками убийства.

Неслучайно в дальнейшем анонимные источники в ОПС сами начали утверждать – да, было самоубийство. Хабаров якобы совершил некие поступки, «не совместимые с кодексом чести», и вынужден был добровольно уйти из жизни чуть ли не по рекомендации «старших товарищей». Является ли эта очередная «донкорлеоновщина» попыткой задним числом оправдать удобный всем консенсус – никто не может сказать. Достаточно того, что он удобен действительно всем и за 15 лет его никто не нарушил.

Источник фото: mzk1.ru, скриншоты youtube.com Александр Хабаров и ОПС УралМаш Екатеринбург/ Dr. Abend

Последние новости

Получение градостроительного плана: ключевые моменты

Как правильно оформить документы для строительства.

Услуги для березовчан: новый сектор в МФЦ

В Березовском городском округе открыли сектор пользовательского сопровождения для удобства местных жителей.

Ограничение электроснабжения в посёлке Ёлкино

Временные отключения электричества затронут несколько улиц.

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

Здесь вы можете узнать о лучших предложениях и выгодных условиях, чтобы купить квартиру в Коврове

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *