«… и примкнувший к ним Шепилов»
Вернемся с новогодних каникул к политике и истории.
Вернемся с новогодних каникул к политике и истории. В наших изысканиях мы остановились в 1957 году. Что произошло в это время у нас и за рубежом?
Большая европейская политикаВ 1957 году продолжался процесс укрепления позиций СССР в странах Восточной Европы, что было закономерным после подавления Венгерского восстания 1956 года:
5 марта был подписан договор о демаркации границ по Балтийскому морю между СССР и Польской Народной Республикой;
12 марта был подписан договор о размещении советских войск в Берлине (восточной его части) между СССР и ГДР;
15 апреля было подписано соглашение СССР с Румынской Народной Республикой;
17 апреля достигнуто соглашение между СССР и Албанией;
27 мая подписано соглашение СССР с Венгерской Народной Республикой (в Румынии и Венгрии были размещены советские войска).
5 июня Н. С. Хрущев и Н. А. Булганин выехали в Хельсинки по приглашению Президента Финляндии Урхо Кекконена. В ходе визита с 6 по 13 июня была достигнута договоренность о расширении и укреплении торгово-экономических и культурных связей между СССР и Финляндией.
Восток – дело тонкое30 мая из длительной поездки по странам Азии вернулся Председатель Президиума Верховного Совета СССР К. Е. Ворошилов. Он посетил Китайскую Народную Республику, Республику Индонезия, Демократическую Республику Вьетнам и Монгольскую Народную Республику. Советский Союз продолжал укреплять свои позиции на востоке.
Однако не все так просто складывалось с Китаем. Визит Мао Цзэдуна в Москву в ноябре 1957 года поставил жирный крест на дружбе двух стран. Напряжение нарастало, несмотря ни на визит делегации из провинции Хэйлунцзян накануне 40-летия Октября в Хабаровск, ни на воспоминания о том, что в революции и гражданской войне принимали участие тридцать тысяч китайских бойцов.
На Ближнем Востоке продолжались военные конфликты. На этот раз газеты призывали: «Руки прочь от Сирии!»: «Сирийские газеты на первых страницах и под крупными заголовками помещают подробное изложение заявления ТАСС о планах развязывания США и Турцией агрессии против Сирии. Газеты называют это заявление важнейшим документом и в заголовках указывают, что Советский Союз твердо стоит за сохранение мира и предотвращение войны в районе Ближнего и Среднего Востока и примет меры к тому, чтобы оказать помощь жертве агрессии», – писал БР 23 октября.
Манифест мира, принятый на Совещании представителей 60 коммунистических и рабочих партий социалистических стран, состоявшемся 14-16 ноября 1957 года в Москве, призывал народы всего мира организовать во всем мире движение против войны, против испытаний термоядерного оружия, против гонки вооружений, военных союзов и военных баз в других странах, за мирное сосуществование, коллективную безопасность и культурное сотрудничество. Отклики на Манифест мира общественности зарубежных стран также публиковались на страницах БР.
Из Президиума – на завод в АсбестеНа фоне подготовки к Всемирному фестивалю молодежи и студентов, в политическом руководстве СССР была предпринята попытка переворота. Казалось бы, «ничего не предвещало» (все события внутрипартийной борьбы проходили за закрытыми дверями и стенограммы не велись), но 5 июля 1957 года БР опубликовал Постановление Пленума ЦК КПСС от 29 июня «Об антипартийной группе Маленкова Г. М., Кагановича Л. М., Молотова В. М.». Еще вчера безусловных партийных лидеров обвинили в сопротивлении линии партии в области освоения целины, во внешней и внутренней политике. Они также были охарактеризованы как «сектанты и догматики». Что же произошло?
18 июня под предлогом празднования 250-летия Ленинграда было созвано заседание Президиума. К изумлению Хрущева, заседание Президиума подвергло его жесткой критике. Против политики и действий Хрущева выступили Молотов, Маленков, Ворошилов, Каганович, Булганин, Первухин и Сабуров. Наиболее активно выступал Маленков. За Хрущева заступились он сам, Суслов, Микоян, Кириченко, Брежнев, Фурцева, Жуков, Шверник и др. Хрущева обвиняли в волюнтаризме, культе личности, отказе от принципов коллективного руководства партией. Заговорщики планировали убрать Хрущева с поста первого секретаря и вообще упразднить эту должность, а самого Хрущева назначить министром сельского хозяйства (и, возможно, оставить ему пост одного из секретарей ЦК). Дискуссия по этой теме продолжалась несколько дней, с утра до поздней ночи. Никита Сергеевич потребовал, чтобы окончательный вердикт вынес вышестоящий орган – Пленум ЦК партии.
А пока шли заседания и ожидался созыв Пленума, работали сторонники Хрущева – министр обороны Жуков, председатель КГБ Серов и идеолог СССР Суслов. Членов ЦК свозили со всей страны в Москву на военных самолетах, и уговаривать их было не нужно: Хрущев, создававший стабильность, был популярен и среди членов ЦК, и в стране вообще. Поэтому ситуация была предрешена еще до начала заседания.
Пленум начался 22 июня. На сторону Хрущева, почувствовав реальный расклад сил, переметнулись руководитель переворота Булганин, Ворошилов, Первухин и Сабуров. Однако сторону заговорщиков занял Шепилов. На самом пленуме, который по идее должен был одобрить решение Президиума, выступил только Молотов, после которого выступивших против Хрущева стали клеймить один за другим. Всплыли обвинения в том, что Молотов, Каганович и Маленков были соучастниками сталинских преступлений. В общем, «антипартийная группа», как ее стали называть в газетах, проиграла всухую.
Пленум постановил исключить Молотова, Маленкова, Кагановича и «примкнувшего к ним» Шепилова из состава ЦК. Маленков был отправлен работать директором электростанции в Казахстане, Каганович – директором завода в Асбесте, Молотов – послом в Монголию, а Шепилов получил профессорскую должность в Киргизии. Все они были исключены из состава Президиума.
7 июля БР перепечатал передовицу «Уральского рабочего» «Единство и сплоченность», в которой говорилось, что «партийный актив Свердловска и области единодушно и полностью поддержал постановление июньского Пленума ЦК КПСС, направленное на дальнейшее сплочение рядов ленинской партии, укрепление ее руководства».
В номере от 10 июля свое «единодушное и горячее одобрение» решению Пленума ЦК КПСС высказали березовчане: «Фракционеры и раскольники просчитались», «Они потеряли не только связь с массами, но и совесть, и честь», «Народ отвернулся от них» – статьи с такими заголовками разместились под общим лозунгом «Сила партии – в ленинском единстве ее рядов»
«Догнать и перегнать Америку!»22 мая 1957 года на собрании представителей колхозников Н. С. Хрущев бросил ставший знаменитым лозунг: «Догнать и перегнать Америку!». Речь в данном случае шла о соревновании с этой страной в двух конкретных областях: в производстве мяса и молочных продуктов.
17 ноября в БР появилась статья под «соревновательным» лозунгом: «Догоним Америку по производству молока и мяса!». Директор Шиловского подсобного хозяйства В. Туканов писал: «Вступая в 1957 год, трудящиеся Шиловского подсобного хозяйства брали на себя повышенные обязательства – надоить на каждую фуражную корову по 4000 килограммов молока, добиться среднесуточного привеса свиней на откорме по 450 граммов и по молодняку крупного рогатого скота – по 600 граммов.
4 ноября щиловцы рапортовали о выполнении годового плана по надою молока. За десять месяцев надой молока на одну фуражную корову в среднем составил 3519 кг, а передовые доярки А. А. Вольф и Н. В. Рыкова надоили от закрепленных за ними коров по 4090 кг, т.е. они уже перевыполнили свои обязательства. Среднесуточный привес свиней, поставленных на откорм, составил более 450 граммов и от молодняка крупного рогатого скота – 610-615 граммов. Телятницы В. И. Чудинова и Е. К. Генрих добились привеса от закрепленных за ними телят – от 740 до 800 граммов в день. Хороших успехов добилась свинарка Е. И. Миллер. По своей группе свиней она получила по 26 поросят на свиноматку.
Увеличился и валовой надой молока. Если за весь 1956 год наше хозяйство получило 7530 центнеров молока, то за десять месяцев текущего года эта цифра уже перевалила 8500. Значительно снижена и себестоимость. В 1956 году себестоимость одного центнера молока равнялась 216 руб., а за 9 месяцев 1957 года она составляет 164 руб.»
А в это время в БерёзовскомЗ ноября состоялось открытие памятника «Неизвестным борцам-героям из отряда Хохрякова» в Монетном: «Памятник из бутового камня, высотой в шесть с половиной метров, изображает двух вооруженных матросов, неподвижно застывших, как на часах. Его изготовили рабочие машинно-дорожного отряда по проекту инженеров-строителей ремзавода Лесной промышленности В. Лепинских и В. Черняева».
«В моей судьбе ты стала главной, родная улица моя» – разворот в БР от 5 декабря 1957 года – о людях, живущих на ул. Красных Героев и небольшая статистическая справка: в 1957 году ну ул. Красных Героев насчитывался 131 жилой дом, жителей – 733 человека, из них рабочих и служащих – 295, пенсионеров – 88, школы города посещало 112 учащихся. В годы войны с улицы ушли на фронт 83 человека.
У жителей ул. Красных Героев насчитывалось 3 легковых автомобиля, 6 мотоциклов, 66 велосипедов, 41 телевизор, 81 приемник и 90 швейных машин. Жители улицы в 1957 году получали 147 экземпляров газет и 18 журналов. Летом было заасфальтировано 324 кв. метра дороги и 2374 кв. метра тротуаров.
24 ноября были подведены итоги городской художественной выставки: 1 место – В. А. Расковалов и А. А. Вшивцев, 2-е место – Г. К. Красуский, 3 место – Ягунов, Анисин, К. П. Кичигин, С. Фамелис.
Последние новости
«Литература как семейное дело. Марина и Анастасия Цветаевы. Сергей, Ариадна и Георгий Эфрон»
Отдел специализированной литературы предлагает познакомиться с новой лекцией Елены Михайловны Мирошниченко «Литература как семейное дело.
Мать получит выплаты: пропавший боец из Березовского официально признан пошибшим
Пропавший без вести боец СВО признан погибшим по решению суда в Березовском Фото:
Дискуссионный клуб «Pro et contra»: Сирия
В рамках круглого стола, посвященного современной политической ситуации в Сирии, участники дискуссии рассмотрели генезис и нынешний статус основных движений и организаций, действующих на Ближнем Востоке.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований