Записки краеведа: Как рождественская елка стала новогодней
Сразу после Октябрьской революции Новый год и Рождество еще праздновали, однако с активизацией антирелигиозной борьбы после 1927 года они были признаны идеологически враждебными.
Сразу после Октябрьской революции Новый год и Рождество еще праздновали, однако с активизацией антирелигиозной борьбы после 1927 года они были признаны идеологически враждебными.
Праздновать нельзя, но…
Не смотря на это, ночь с 31 декабря на 1 января большинство населения СССР все же отмечало, отходя от рекомендации:
«Не тратьтесь без толку
На рождественскую елку, -
Коньки и лыжи
Куда нам ближе.
По книгам, прочитанным в детстве, мы помним, как сам Владимир Ильич Ленин приезжал на этот праздник к ребятам, а елка дарила детям радость. После десятка прошедших лет советской власти и только тогда, «когда жить стало лучше – жить стало веселее», решили вернуть детям праздник. Однако елка перестала быть обязательным атрибутом Рождества, а подверглась некой советской обрядности. Итак, в календаре появился иной праздник.
В декабре 1935 году разрешили отмечать Новый год официально. 1 января в Московском Доме Союзов открыли главную елку страны, венчавшуюся пятиконечной красной звездой. Примечательно то, что на этой первой советской елке появились Дед Мороз и его внучка Снегурочка.
Откуда ты, советский Дед Мороз?
Возникла необходимость срочно формировать образ нового Деда Мороза, так как существовавший ранее фольклорный Мороз не устраивал. Новый добрый Дед Мороз представал перед детьми в тулупе, шапке, с длинной бородой, а за спиной у него всегда висел мешок с подарками. Его внучка Снегурочка появлялась в неизменной длинной шубке, короне и с длинной косой на плече. Деда Мороза и Снегурочку сопровождали разные лесные звери.
На долгие годы вошел в обряд обязательный сценарий праздника, в ходе которого Деду Морозу и встрече детей на утреннике должны были обязательно мешать злые силы. Добрый дедушка вместе с ребятами боролся с ними. Победив злодеев, все дружно просили: «Елочка зажгись!». Елочка зажигалась, начиналось веселье вокруг нее и раздача подарков.
И нет праздника, если не поют на нем песню «В лесу родилась елочка», считая ее народной. Однако не каждый знает, что она имеет автора. Им стала гувернантка Раиса Кудашева, именно она сочинила в 1903 году хорошее стихотворение для детей, которых воспитывала. Сделала это, вовсе не подразумевая, что ее произведение вскоре уже станет песней. Упоминается в песне мороз, укутывавший снежком елочку, и свита лесных зверей разных характеров.
Праздник продолжается
Новый год остается до сих пор праздником, идеология которого сводится к тому, что жизнь прекрасна. Те, кто потрудился на славу, могут хорошо отдохнуть. Примером тому служит музыкальная кинокомедия «Карнавальная ночь», где имеется «установка весело встретить Новый год».
Труд для советского человека стоял на первом месте, для отдыха же не всегда были созданы условия. Оказалось, что существует много препятствий, связанных с организацией праздника в домашних условиях. Если елку еще можно было приобрести, то игрушки на нее были редкостью. Они продавались только в отдельных магазинах в незначительном количестве, выбор ограничивался одной-двумя коробками. Увенчать домашнюю красавицу пятиконечной звездой, нарядными бусами и прочим было очень сложно.
На помощь приходили умелые руки детей и взрослых. Бусы, серпантин, гирлянды, фонарики из бумаги и ваты – все, на что хватало фантазии. Эти простые игрушки украшали и школьные елки. Люди старшего поколения помнят, наряду с елкой в школе, новогодние поздравительные газеты, отличающиеся особой красотой. Для них на бумагу наносили клей, на клей насыпали блески или остатки разбитой вдребезги стеклянной игрушки. Все было прекрасно, когда впереди ждали каникулы!
Утверждая традиции…
Считается, что они окончательно проявили себя к 60-м годам. Проведение главной елки для детей в Кремле, обязательные детские новогодние утренники в клубах и дворцах по билетам, которые получали родители на своих производствах и в организациях, в большинстве случаев бесплатно.
Со временем Новый год стали считать праздником семейным. Сформировалась традиция собираться всем вместе за накрытым столом, желать друг другу всего самого наилучшего, исполнения заветных желаний.
Организация новогоднего стола стала неотъемлемой частью нашей культуры. Количество и качество его блюд ранее зависело от возможности достать дефицит. Со временем эта проблема перестала существовать. Не будем говорить о наличии на праздничном столе мандарин, а вот о наличии на нем шампанского сказать кое-что можно.
Этот основной атрибут Нового года делает праздник символом материального благополучия. Однако так было не всегда. Игристое вино не производилось у нас в достаточном количестве. Только Положение «О производстве «Советского шампанского», десертных и столовых вин» дало возможность изменить дело. По разработанным специальным технологиям увеличилось количество производимого напитка, а по стоимости он стал дешевле.
И вот уже на столе неизменные бутылка шампанского, мандарины, салат оливье, селедка под шубой, по телевизору - речь президента и бой курантов. Так пошло с 1970 –го года, когда Леонид Ильич Брежнев, первый из советских руководителей, поздравил рядовых граждан с праздником.
Рождество Христово отменили
Рождество Христово – христианский праздник, связанный с памятью о появлении на свет Иисуса Христа. Правильно по-церковнославянски нужно говорить Рожество, отмечается оно ныне в России 7 января по григорианскому календарю. Его корни восходят к 1 веку, на Руси же стали праздновать Рождество только с Х века. Во время праздника служение в церкви проходит всю ночь весь следующий день. Рождество после Октябрьской революции отмечали еще целых двенадцать лет, люди имели выходной.
В 1929 году в связи с переходом на непрерывную рабочую неделю и усилившуюся антирелигиозную пропаганду праздник был отменен только для взрослых. Известные писатели А.М.Горький, К.И.Чуковский, А.Толстой считали, что нужно сделать праздник детским с обязательной елкой, но традицией это не стало.
Рождество и Новый год поменялись местами. Рождественская елка стала восприниматься как новогодняя. Украшала ее уже не Вифлеемская семиконечная звезда, а красная пятиконечная. Вместо ангелочков на советских елках появились летчики, ракеты и танки.
Нужно было приучать народ жить «по-новому». Сделать сразу это было непросто: та же елка считалась основным атрибутом Рождества, без ее участия не представлялся праздник. Чтобы прекратить безобразие, запретили проводить елочные базары, наряжать елку в домах можно было только тайно. Вся прелесть празднования Рождества без елки пропала: ее проведение разрешили только в 1935 году на Новый год.
Воинствующие безбожники
Атеистическая пропаганда внедряла с 1922 по 1924 годы «безбожные карнавалы» и «красную коляду». Оба мероприятия людям не нравились, так как сопровождались хулиганскими представлениями, устраиваемые молодежью, с ряжеными попами и буржуями и, конечно, пьянством, а также кощунственным смехом. Эти действия возмущали верующих, а поэт Владимир Маяковский в стихотворении «Чье Рождество?» писал:
Поплывает из церкви гул –
Развеселый оченно
Будет сотня с лишним скул
В драке разворочена.
Дел в такие дни у воинствующих безбожников хватало. Именно в канун Рождества вышел первый номер газеты «Безбожник». За организацию елок в школах и детских садах активистами налагались штрафы, запрещалась вырубка елей в лесу. Предполагалось назвать день 7 января «Днем свержения всех богов».
Комсомольские активисты ходили по домам с проверкой, не установлена ли елка, не проведен ли праздник. Частенько разбирали доносы соседей друг на друга по поводу незаконного появления новогоднего атрибута в доме.
В Сочельник на производствах проводили антирелигиозные собрания, занимались разработкой мероприятий и костюмов для организации детского безбожного досуга.
Таинство и восторг исчезли
Празднование Рождества в России было связано с неким таинством, исполнением заветных желаний. Вспомним чеховского Ваньку Жукова. Он пишет письмо «на деревню дедушке» как раз в ночь под Рождество. Ванька вспоминает лучшие дни своего детства. В то время елку украсить было возможно только в богатом доме, а вот «со звездой» любили ходить все деревенские ребятишки.
Выбор елки и доставка ее до господского дома также для Ваньки были радостью, о которой вспоминается с удовольствием: «Бывало, прежде чем вырубить елку, дед выкуривает трубку, долго нюхает табак, посмеивается над озябшим Ванькой».
Рождественская же ночь была настоящей, морозной. «Воздух тих, прозрачен и свеж. Ночь темная, но видно всю деревню с ее белыми крышами струйками дыма, идущего из труб, деревья, посеребренные инеем, сугробы». Это ли не волшебство!
Р.S. Возрождение праздника произошло у нас в 1991 году, когда день 7 января стал считаться нерабочим днем. Сочельник становится скромным семейным праздником, а Рождество – частью общих новогодних каникул.
Александра Килина
Последние новости
В России введены штрафы за пропаганду чайлдфри
Закон о запрете пропаганды идеологии отказа от рождения детей подписан президентом.
Бюджет Свердловской области на 2025 год: новые инициативы и федеральная поддержка
Минфин представил предложения по балансировке бюджета с учетом мнений жителей региона.
Опасности абортного мышления и его влияние на общество
Обсуждение последствий легализации абортов и необходимость поддержки матерей.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией