Яна Кудинова: «Мой ребенок просто другой»
Аутист – ушедший в себя человек, или человек внутри себя.
Аутист – ушедший в себя человек, или человек внутри себя. Таким людям трудно проявлять свои эмоции, жесты, говорить с окружающими и адаптироваться в социуме. Недавно я познакомилась с одной молодой мамой из Туринска, Яной Николаевной Кудиновой, которая не понаслышке знает, что такое аутизм. Такой диагноз врачи поставили её сыну, когда Матвею было три года.
С самого рождения Матвей развивался не по возрастуРаньше своих сверстников он стал самостоятельно держать голову, переворачиваться на бок, брать игрушку. Яна не придавала этому значения, ведь у девушки не было опыта в воспитании детей — Матвей первый и единственный ребёнок в семье.
«Часто созванивались с мамочками, с которыми вместе находились в родильном доме, делились впечатлениями и эмоциями от достижений наших детей. Они почему-то всегда удивлялись тому, что умеет мой ребенок в определенную неделю, месяц своей жизни и т.д. А для меня это было нормой» , — с улыбкой вспоминает мама Матвея.
Удивилась Яна, когда её сын, которому было восемь месяцев, научился включать свой любимый мультфильм по телевизору и установил детскую игру на телефон.
«В телевизоре стояла флешка…, десятки мультиков на ней… Матвей, проснувшись в своей кроватке, дотянулся до пульта, лежащего на журнальном столике, включил телевизор, перевёл его в режим просмотра карты памяти и по списку выбрал свой любимый мультфильм. Потом игра на телефоне…, не поверила, думала супруг установил…» , — вспоминает Яна, отмечая, что время провождения с гаджетами у ребёнка было ограничено.
В этом же возрасте Матюша (так ласково называет его мама) начал уже разговаривать. К году он говорил небольшими предложениями и хорошо произносил букву «р».
Диагноз «Детский аутизм»Как и многие дети, в два года, Матвей Кудинов пошёл в детский сад… и… замолчал.
«Врачи и воспитатели аргументировали это тем, что ребенок адаптируется к новой среде, мол, так бывает» , — рассказывает Яна.
Поэтому молодая мама сильно зацикливаться на этом не стала: в остальном вроде бы всё как надо. Она повесила дома говорящую азбуку, стала учить с ребёнком буквы и цифры. Вместе с сыном они много читали и разговаривали.
Со временем, Яна стала замечать, что Матвей любит во всём какой-то особый порядок: обувь должна быть расставлена по размеру – от большего к меньшему, игрушки, например, кубики по цветам — от светлого к тёмному.
А в детском саду начались жалобы на мальчика: закатывает истерики, обижает детей, не реагирует на замечания, даже на имя своё не откликается.
В три года Матвею Кудинову поставили диагноз «Детский аутизм». Что это значит? Яне объяснили: ребёнок воспринимает мир по-своему, ни как все обычные дети. Из-за этого появляются проблемы с адаптацией в социуме.
Непринятие ребёнка обществомСотрудники детского сада не понимали, почему Матвей всегда пытается расставить все игрушки по-своему, выгоняет другого ребёнка с определённого стульчика, нервничает, когда воспитатель читает книжку, а дети отвечают на занятиях. Мальчика не водили на утренники, боясь, что он испортит весь праздник.
А Матвей не понимал, почему, когда просят сесть на свои места, «его» стульчик занят, из «его» посуды ест кто-то другой. «Своё» он запоминал с первого раза по определенному рисунку, царапинке и т.п.
Мальчик не давал продолжить занятие пока дети на вопрос «Сколько лап у жука?» ответят не «много», а «шесть». А ещё воспитатель «неправильно» читала книжку. Ведь сначала нужно прочесть название книги, год её издания и обязательно упомянуть автора – так как делала это мама.
Не понимал, почему так, но всегда пытался сделать «правильно», при этом не мог ни объяснить своего поведения, ни выразить это эмоционально, а плакал и нервничал.
На имя Матвей не откликался, потому что дома его называли Матюшей.
«Матвей воспринимал всё буквально. Если Дед Мороз на новогоднем утреннике собирался «заморозить» детей, то нужно было срочно действовать: вывести всех из группы, «спасти», в противном случае начинал переживать и плакать, если взрослые «бездействовали»» , — вспоминает Яна годы своего сына в детском саду.
Шум и громкие звуки заставляли Матвея переживать и испытывать страх.
Всё чаще Яна сталкивалась с непониманием. Родители, чьи дети ходили в одну группу детского сада с Матвеем, возмущались и просили исключить мальчика из садика, предполагая, что он опасен для их чад.
Что уж там говорить – даже отец Матвея не смог принять сына таким, какой он есть: ругал ребенка за «плохое» поведение, да и вообще стеснялся с ним появляться в обществе.
Вскоре Яна с мужем развелись. Я не могла не спросить о том, как пережил расставание родителей маленький Матюша.
«Работа мужа была связана с командировками. Чтоб сын сильно не расстраивался, когда папа уезжает, мы ему объясняли, что он едет к зайчику забрать подарки, которые тот приготовил для Матвея.
После развода история про зайца пришлась кстати. Я сказала сыну, что зайчику нужна помощь и папе придётся жить с ним. Это как-то сгладило обстановку. Наверное, потому что зайка был добрым» , — шутя, рассказывает Яна.
Как мама и сын преодолевали трудностиСегодня девушка с улыбкой вспоминает историю про зайца. А семь лет назад она осталась наедине со своей проблемой: «Как помочь сыну?»
Во многом помог Ирбитский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
С Яной работали психологи, которые объясняли, что аутизм — это не приговор, что если с ребёнком заниматься, адаптировать его к внешнему миру, вместе с ним избавляться от страхов — можно достичь многих результатов.
Яна продолжала заниматься со своим сыном.
«Матвей не понимал, что значит «повтори», когда я просила произнести то или иное слово», — вспоминает наша героиня.
Повторять Матвея, по чистой случайности, «научил» кот Том – игрушка, которую ему подарила мама. Кот копировал все слова, что ему говорили.
«Матюша последовал его примеру, пытался правильно повторять звуки и произносить слова» , — улыбаясь, рассказывает Яна.
В возрасте около четырех лет мальчик снова заговорил, правда, понимала его пока только мама. Как впрочем, и его поведение, и его потребности.
Детский сад, во избежание конфликтов с родителями и воспитателями, пришлось сменить.
Надо сказать, что за всё время пребывания в дошкольных учреждениях у ребёнка было восемь воспитателей, найти подход удалось не многим.
«Аутиста общество воспринимает как больного, ни к чему не способного человечка. Относятся к нему с осторожностью. Многие родители стараются отвести своих детей подальше от «особенного» ребенка», — делится своими наблюдениями Яна, которая верит, что у её сына, несмотря ни на что большое и счастливое будущее.
К четырем годам Матвей Кудинов научился читать. Причём чтение было глобальным. Мальчик узнавал написанные слова целиком. Специально мама сына этому не учила.
«Мы учили буквы, каждый вечер читали книжки. Я замечала, что Матвей запоминает многие слова и предложения, по памяти в поисковике интернета набирает название любимого мультика» , — комментирует Яна.
В новом детском саду способности Матвея по-прежнему оставались незамеченными, пока он не попал во вновь открывшуюся специальную группу для «особых» детей.
«Я благодарна Наталье Вячеславовне Гущиной — нашему воспитателю. Она смогла найти подход к моему сыну, раскрыла его таланты, Матвей стал участвовать в праздничных мероприятиях детского сада. Наталья Вячеславовна дала уверенность, как моему сыну, так и мне» , — говорит Яна.
Н.В. Гущина в свою очередь отмечает, что самое главное в работе с «особым» ребенком – это открытое сердце педагога и желание помочь.
«Удивить Матвея было непросто, учитывая высокий уровень его умственного развития, но мне было интересно работать с ним, «проникать вглубь его сознания». Ребёнок впустил меня в свой мир – это наша общая победа. Мы подружились и это здорово» , — комментирует Наталья Вячеславовна.
Школьная пораКогда детский сад остался позади, пришла пора специальной школьной комиссии.
«На комиссии нам сказали, что у ребенка очень высокий интеллект. Матвей может посещать общеобразовательную школу, но ему нужен специальный наставник — проводник» , — рассказывает Яна.
Должности тьютора (того самого наставника) в школе не оказалось. Яна решила, что сама получит эту специальность, лишь бы её сын пошёл в школу со всеми детьми.
Девушка обратилась за советом в Туринское Управление образованием, подошла к директору школы, получив положительный ответ и рекомендации, она успешно окончила курсы тьютора, при этом ей пришлось оставить свою любимую работу (Яна — косметолог с медобразованием).
Так Матвей Кудинов, со своими сверстниками, отправился в школу получать знания.
Совсем скоро ему исполнится 10 лет, он ученик второго класса школы № 3. У мальчика отличная память, он успешно осваивает все школьные предметы, посещает кружок робототехники, отлично играет в шахматы и даже научил этому свою маму.
Вот что о своём ученике и о том, какую роль в учебном процессе играет его мама, которая сегодня работает в должности тьютора, рассказала учитель начальных классов третьей школы Марина Сергеевна Крицкая:
«Трудности у Матвея возникают в организации себя в пространстве и времени, поэтому мальчику и необходим тьютор. Яна Николаевна сопровождает Матвея в течение всего учебного дня, а также решает много самых разнообразных задач: помогает ребенку взаимодействовать со сверстниками, приходит на помощь, когда он не услышал или не понял задание, она моментально включается в учебный процесс и объясняет мальчику материал, доступным для него способом. Вместе они посещают дополнительные занятия с дефектологом и психологом.
А ещё, Матвей — староста нашего класса. Ученики сами его выбрали.
Конфликтов с одноклассниками у мальчика нет, общается со всеми ребятами. Но, близко никого не подпускает.
Матвей — отличник. Учась во втором классе, он проявляет большой интерес к материалу третьего класса. Самостоятельно изучает новые темы, потом делится своими успехами со мной»
Яна Николаевна, конечно, счастлива, что её сын, наконец-то, нашёл понимание в обществе, пусть это не весь мир, но хотя бы какой-то шаг навстречу.
«Я очень благодарна нашему классному руководителю за её подход к обучению Матвея. Она видит в нём стремление к знаниям, понимает особенности его поведения» , — не скрывая своих эмоций, говорит Яна, которой приходилось множество раз сталкиваться с непониманием.
В гостях у КудиновыхС Матвеем я пообщалась лично, он показал мне свои школьные тетради, в которых красуются аккуратно выведенные цифры, буквы, слова и предложения, а в специальном блокнотике записаны все словарные слова из учебника русского языка наперед.
Меня заинтересовали несколько листочков, которые лежали среди тетрадок и книжек Матвея. На них были написаны отдельные буквы, после которых стояли точки и запятые: «св ч, н с у, нтл. про» и т.д. Оказывается, так ученик фиксирует для себя пройденный материал. Мало того, Матвей смог прочесть все свои «зашифрованные» записи и они полностью совпали с содержанием учебников.
Дома у Кудиновых большое количество энциклопедий и разных книг. Мальчик знает всё о солнечной системе, может рассказать о каждой из планет: где она расположена, какая температура воздуха на ней и т.д.
Ребёнку нравится, когда его слушают. На одном дыхании Матвей поведал мне историю Земли, по картинкам в энциклопедии рассказал на какие эры и периоды делится её развитие.
Он знает про муравьев и динозавров, изучил жизнь множества животных, птиц и насекомых.
«Ему недостаточно простого ответа, например «пчела», на вопрос «А кто это?» Матвею обязательно нужно узнать, кто такая пчела, где она живет, чем питается и т.д.» , — комментирует Яна.
Ещё у Матвея достаточно большая коллекция камней.
Каждый камушек взят с того места, которое для юного коллекционера оказалось значимым: парк, лес, озеро, обычная прогулка или поездка, в которой было что-то запоминающееся. Я удивилась тому, что камни не подписаны, а Матвей на память может рассказать, откуда каждый из них, и что он значит для него.
Дома нашего героя всегда встречают его друзья: кошка Джессика, кот Тайфун и крысёнок Бадди.
«В раннем детстве Матвей хотел, чтоб у него была сестрёнка, и радовался, когда какая-то девочка заходила в наш подъезд, а потом было море слёз и непонимание: почему она не зашла с нами в квартиру» , — вспоминает Яна, которой пришлось предложить сыну завести домашнего питомца кошку Джесику. Позже выяснилось, что Джесике тоже нужен братик, так у Кудиновых появился кот, а потом и крысёнок.
Аутизм как часть личностиНа вопрос, что даётся Яне сложнее всего? Девушка отвечает: «Сложно адаптировать ребёнка к обществу, но ещё сложнее адаптировать общество к нему. Но, как бы трудно ни было – не брошу, не оставлю, вместе преодолеем все препятствия».
Молодая мама прочла не одну книгу об аутизме, она изучала информацию на просторах интернета, общалась на форумах с родителями, чьи дети аутисты. Сегодня Яна знает, что и среди известных миру людей много аутичных личностей, которые не только смогли стать самостоятельными, но и достигли высот. Пример тому Альберт Эйнштейн, Чарльз Дарвин и многие другие.
«Мой ребенок просто другой и мозг у него работает иначе. Он не всегда умеет правильно выражать себя и понимать окружающих. Но он много чего знает и умеет» , — говорит мама Матвея.
Родителям, чьи дети «особенные», как Матвей, Яна желает лишь одного: не прятать своего ребёнка, а к аутизму относиться как к части личности своего чада, ведь всё начинается со взрослых.
И пусть сегодня Матвей Кудинов вздрагивает от школьного звонка и сжимается от громкой музыки, зато он уже не боится сказочных героев на школьном утреннике и может читать стихи для большой аудитории. Даже если в свой день рождения, устав от веселья, он уходит в отдельную комнату, чтобы заняться более «важными» делами, он всё равно рад, что к нему пришли друзья.
Фото из семейного архива Кудиновых.
Последние новости
В России введены штрафы за пропаганду чайлдфри
Закон о запрете пропаганды идеологии отказа от рождения детей подписан президентом.
Бюджет Свердловской области на 2025 год: новые инициативы и федеральная поддержка
Минфин представил предложения по балансировке бюджета с учетом мнений жителей региона.
Опасности абортного мышления и его влияние на общество
Обсуждение последствий легализации абортов и необходимость поддержки матерей.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку