В УрГПУ прошла конференция, посвященная историческим исследованиям в цифровую эпоху
В УрГПУ состоялись Шестые Сутыринские чтения «История и историк в цифровую эпоху: новые формы репрезентации прошлого и проблема объективности».
Участников конференции приветствовали проректор по научно-методической работе и академическому взаимодействию УрГПУ Марина Бывшева и начальник Управления научных исследований Ирина Воробьева .
– Позвольте передать слова приветствия от ректора УрГПУ Светланы Алигарьевны Минюровой и выразить приветствие от себя лично. Для нас очень важно, что конференция, которая связана с эпохой цифровизации, с нашей настоящей и будущей жизнь, одновременно является событием, где слышен голос историков и где будут подведены определенные итоги того, что происходило ранее. Сегодня, как никогда еще ранее, нам важно услышать историческую правду и сформировать исторически обоснованное мнение, касающееся развития нашего общества , – обратилась к участникам Марина Валерьевна.
– Сегодня очень важно говорить не только об инновациях, но и о традициях. Это дает нам уверенность, чувство стабильности, предсказуемость и прогностичность. Добавлю к этому радость человеческого общения и пожелаю тепла в ваших сегодняшних дискуссиях, – сказала Ирина Владимировна.
Андрей Шитов , заместитель директора института общественных наук, выразил благодарность оргкомитету и участникам конференции, присоединившимся к обсуждениям в очном и дистанционном формате.
– Ни для кого не секрет, что многие сферы гуманитарного знания, в том числе историческая наука, стали зависимы от темпов развития информационных технологий. Цифровой поворот, который сейчас переживает историческая наука, дает нам возможность получить новый инструментарий для наших исследований. Тема, которую выбрал оргкомитет, мне кажется очень своевременной. Сохранить объективное историческое знание и донести его до населения – огромный труд, и все доклады конференции отвечают этой цели.
Андрей Константинович поздравил старшего преподавателя кафедры всеобщей истории и методики преподавания исторических дисциплин Анну Валерьевну Антонову с успешной защитой диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.
Владимир Земцов выступил с докладом «Борис Алексеевич Сутырин: историк и творец истории». Личность Бориса Алексеевича сформировалась под интеллектуальным влиянием легендарных преподавателей тогдашнего истфака ЛГУ. Потребность быть ученым, заниматься наукой Б.А. Сутырин испытывал и в то время, когда работал учителем, и тогда, когда работал на административных должностях в высшей школе. С наукой же были связаны главные сожаления Бориса Алексеевича – он считал, что недостаточно реализовал себя как ученый (хотя его научное наследие – около сотни публикаций, несколько монографий, 7 защищенных кандидатов наук). Именно он сделал СГПИ университетом не только по названию, он принес в эти стены университетский дух, открыл новые направления подготовки, установил связи со многими зарубежными вузами.
Изабелла Огоновская , советник министра образования Свердловской области, доцент СУНЦ УрФУ, рассказала о современниках Б.А. Сутырина, его дружеском и научном окружении времен его работы в УрГУ имени А.М. Горького в 1970-е годы. Изабелла Станиславовна воссоздала портреты людей, которые работали в то время вместе с Борисом Алексеевичем, и особую демократичную атмосферу, существовавшую не только на историческом факультете, но и во всех структурах университета, включая ректорат.
Максим Суворов и Михаил Попов представили монографию «Директоры Свердловского педагогического института на фоне эпохи». Это уже второе, расширенное и дополненное издание. В него вошли биографии С.Д. Аносова, А.Н. Бычковой, В.Е. Семенова, С.З. Каценбогена, А.В. Козырева, И.И. Шарова, А.Ф. Елютина, Я.Д. Петрова. Первое издание было посвящено судьбам руководителей педагогического образования на Урале в 1930-е годы. Книга содержит много материалов, опубликованных впервые, включая редкие документы и фотографии.
Наталья Симбирцева посвятила свой доклад проблемам кинопедагогики, в частности, вопросу о репрезентации культурной памяти в современной мультипликации, о плюсах и минусах использования таких мультфильмов в учебном процессе для достижения образовательных результатов.
– Кино и анимация – тот контент, который, с одной стороны, для современного зрителя привычен и понятен. Иногда педагоги совершают ошибку, используя фильм или мультфильм как заставку к учебному материалу или даже как аналог учебного материала. С другой стороны, кино и анимация обладают особой спецификой, характерной именно для искусства, и они действительно могут побудить к изучению истории. Вопрос сводится к тому, как именно педагог использует данный ресурс в своей практике.
Кино способно моделировать реальность и рассказывать о ней особым языком. Но даже если знакомство с фильмом вызывает чувство полного погружения в события и уверенность «Так все и было!» с между исторической реальностью и реальностью кино нельзя ставить знак равенства. Это особый мир, созданный автором. Наталья Алексеевна проанализировала основные критерии, по которым следует разграничивать кино/мультипликацию и исторический источник, содержащий достоверные факты. Это содержание, структура, язык и т.д. Вместе с тем, анимационные фильмы, не являясь учебником истории, обладают своей собственной ценностью. Коммуникативный потенциал кино позволяет педагогу организовать диалог и приблизиться к ценностям, контексту, историческому содержанию изучаемой эпохи или события.
Ирина Мурзина , директор Института образовательных стратегий, представила доклад «Историческое исследование в цифровую эпоху (на примере книги Мишель Ланнуа «Русский колосс на пути в Берлин»)». Это исследование французского историка-слависта, точкой отсчета для которого послужило желание восстановить имена и судьбы русских солдат Первой мировой войны, похороненных во Франции.
Алена Постникова , доцент кафедры всеобщей истории и методики преподавания исторических дисциплин УрГПУ, выступила с докладом «Наполеоновская эпоха в современной Франции: образовательное и информационно-цифровое пространство», где рассказала, в частности, о разных тенденциях в представлении образа наполеоновской эпохи в политическом пространстве (сознательное дистанцирование) и в образовательной сфере (интерес, внимание к деталям, желание проанализировать и понять это явление).
Доклад Светланы Ереминой , доцента кафедры межкультурной коммуникации, риторики и русского языка как иностранного, был посвящен репрезентации фактов истории в учебниках русского родного языка (5-6 классы). Светлана Александровна отметила: хотя часто можно услышать, будто бы русский язык уступил свои позиции, это не так. Сегодня русский язык присутствует в мире в 7 ипостасях (как государственный, как язык межнационального общения, как язык диаспор и т.д. Русский язык как родной в России – еще одна ипостась. ФГОС предусматривает учебную дисциплину «Русский родной язык», по ней существуют учебники. Этот предмет предназначен для того, чтобы познакомить ученика с культурой страны, дать страноведческую информацию, в том числе по истории. Предметом доклада Светланы Александровны стали события истории, включенные в учебник, основания, по которым они там оказались, наиболее интересные тенденции и выводы.
В очном и дистанционном формате на конференции выступили участники, представляющие различные образовательные и научные организации Свердловской области и других регионов. По итогам Шестых Сутыринских чтений выйдет сборник статей «История и историк в цифровую эпоху».
Текст: Ирина Шаманаева
Фото: Кирилл Шадрин
Последние новости
В России введены штрафы за пропаганду чайлдфри
Закон о запрете пропаганды идеологии отказа от рождения детей подписан президентом.
Бюджет Свердловской области на 2025 год: новые инициативы и федеральная поддержка
Минфин представил предложения по балансировке бюджета с учетом мнений жителей региона.
Опасности абортного мышления и его влияние на общество
Обсуждение последствий легализации абортов и необходимость поддержки матерей.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований