Школьники Верхней Пышмы примерили на себя жизнь на МКС и узнали много нового о звездах
В Медной столице с 18 по 22 июля прошла летняя каникулярная школа аэрокосмического образования «Космический потенциал Верхней Пышмы».
В Медной столице с 18 по 22 июля прошла летняя каникулярная школа аэрокосмического образования «Космический потенциал Верхней Пышмы». Впервые в наших краях она состоялась в августе 2021 года. Проект реализуется совместно с научно-исследовательской компанией РИСКСАТ, администрацией ГО Верхняя Пышма, управлением образования и Центром допобразования и профориентации города.
В этом году в течение недели вместе с педагогами-наставниками Центра и специалистами в области космических исследований дети открывали для себя еще неизведанные пути соприкосновения с космосом. И возможностей для этого было предостаточно. Ведь проектная деятельность Центра охватывает такой спектр направлений, что каждый из учащихся находит себе применение по душе, устремлениям и способностям.
Главное, что всех их объединяет интерес – к творчеству, личностному росту, желание внести свою лепту в общее дело. И для того чтобы понять это, достаточно было просто пройтись по аудиториям Центра, посмотреть, а что же там происходит, поговорить с педагогами и ребятами.
Космос как цель
В лаборатории Елены Сергеевны Лучицкой проводился бортовой эксперимент с использованием самого настоящего прибора, который летал в космос и использовался для исследований на борту МКС. Он продолжался полтора часа – ровно столько, сколько отводится на него на борту космического корабля. Цель – оценить работу сердечно-сосудистой системы добровольца на основании нескольких физиологических сигналов, которые передаются на монитор компьютера, а затем анализируются специальными программами.
Для Елены Сергеевны было важно, чтобы каждый участник группы поучаствовал в исследовании либо как испытатель, либо как исследователь – сам зафиксировал датчик, прикрепил электрод, попробовал подышать в заданном темпе и так далее. При проведении исследования необходимо было соблюдать нюансы, которые прописаны в бортовой документации. Например, обработать кожу в местах наложения электродов или правильно утилизировать отходы.
Кстати, такое обследование у космонавтов проводят несколько раз: в первую неделю полета – потому что это самый острый период адаптации, далее во время полета – каждый месяц, а когда они возвращаются – на третьи и восьмые сутки после приземления. Информация с борта МКС приходит в Центр управления полетами.
Ребята участвовали в эксперименте и попутно узнавали об особенностях и реалиях жизни в космосе. Ведь на самом деле, прежде чем экипаж отправится в космос, все члены экипажа участвуют далеко не в одном эксперименте, сдают множество экзаменов и зачетов.
– Я работаю в Институте, который проводит эксперименты и на борту космической станции, и на Земле, – говорит Елена Сергеевна. – Нужно испытать все-все-все, что отправится в космос: отработать возможности стыковки, выяснить, удобно ли работать с бортовой документацией, проверить даже элементы одежды, питания, средства гигиены. Экипаж – сейчас чаще всего он состоит из 6 человек – закрывают в специальном корабле-модуле, и имитируется полет, например, на Луну. У меня тоже были две изоляции – не очень продолжительные. А самый долгий такой период в истории составил 520 дней – так имитировался полет на Марс. Все это очень интересно, но и очень ответственно: представьте себе полную изоляцию экипажа на полном автономном обеспечении на почти полтора года!
В обыденной жизни космонавтам многим приходится жертвовать. Именно поэтому Елена Сергеевна говорит, что космонавтика – это не романтическая мечта, а цель, к которой надо идти каждый день. В буквальном смысле слова. Набор в отряд космонавтов происходит не каждый год. Предыдущий, к примеру, объявляли в 2020 году. Но даже если вы пройдете все испытания и попадете в отряд космонавтов, то до самого полета в космос пройдет в среднем 8-10 лет. И все эти годы вы должны находиться на пике формы, ежедневно подтверждая свою готовность к полету и испытаниям.
Кстати, именно в форме зачисления в отряд космонавтов и были построены занятия в летней школе. Фактически ребята прошли те же этапы отбора, как и кандидаты в отряд космонавтов, приезжающие в Звездный городок. Конечно, этапы были чуть проще, но все-таки настоящие! Во-первых, это была физкультура – из 16 официальных испытаний для кандидатов в космонавты выбрали 6. Подтягивание, бег, угол на брусьях, прыжок в длину, поза Ромберга, наклон вперед. На следующий день ребят ждали психологические тесты – на память, внимание и скорость реакции.
– Все, что делали школьники, конечно, проводилось без запредельных нагрузок. Они не ныряли с 5-метровой вышки в воду, не крутились на центрифуге, но они выдержали те испытания, которые им были по силам. И это здорово, я многими из них горжусь, – подытожила Елена Сергеевна.
Ракеты, на старт!
Изучили в летней каникулярной школе и ракетостроение. Об этом участникам рассказал Алексей Владимирович Меньшиков – наставник из компании РИСКСАТ, которая объединяет людей, одержимых идеей научно-технического прогресса в области космонавтики.
– Мне как педагогу, как тренеру, как спортсмену хотелось бы поделиться с ребятами всем, что я накопил за 50 с лишним лет занятия ракетостроением. Когда у меня не было тренера, я учился по журналам, по рассказам взрослых, а теперь ко мне пришел опыт, и я хочу научить новое поколение тому, как с нуля сделать свою ракету, как ее запустить, – поделился Алексей Владимирович.
Компания РИСКСАТ уже проводила аэрокосмические школы в Чебоксарах, Ереване, в лагере «Артек»… Ребят из Верхней Пышмы ее представители увидели на соревнованиях в Нижнем Новгороде. Именно поэтому занятия в классе ракетостроения начались с «разбора полетов».
А потом ребята обступили гуру-ракетостроителя, и он поделился с ними профессиональными секретами: какую систему спасения для модели выбрать, как запускать ракету, что влияет на дальность ее полета и точность приземления.
¬ В ракетомодельном спорте много классов. Есть и спортивные, и стационарные, как, например, модель-копия. Но спортсмен-моделист должен быть универсален, потому что ему приходится работать и головой, и ногами, - объяснял Алексей Владимирович. – Скажем, если модель спасения выбрана «парашют», то надо понимать, что ее приземление во многом зависит от движения воздуха. И иногда моделисту приходится бежать за 10 км, чтобы вернуть свою модель к месту старта. Но, кстати, в этом классе моделей, если повезет дойти до пятого этапа, то чем дальше улетит модель, тем лучше. А физическая подготовка, как говорится, не помешает.
Джем, костюмы и мультфильм
Джем из брусники, морс из уральской клюквы и уральский фитнес-чай решили предложить космонавтам преподаватель Людмила Игоревна Бодрова вместе со своей ученицей Варварой Татарниковой. У них уже готов сбор трав, которые могут обогатить организм человека необходимыми витаминами в условиях космоса. Этот сбор планируется отправить в Институт медико-биологических проблем РАН на заключение. Естественно, участники проекта надеются, что оно будет со знаком плюс и уральские травы понравятся космонавтам.
Кирилл Хлащев и Дмитрий Сухоруков вместе с педагогом Екатериной Алексеевной Лузиной работают над созданием устройства для устранения неполадок на технических космических объектах.
В космодизайн-бюро Полина Хлащева, Варвара Куликова и Виктория Лаптева под руководством Олеси Викторовны Кузнецовой конструируют эргономический костюм космонавта для снижения неблагоприятного воздействия внешних факторов во время работы на космической станции.
Дарья Рявкина и Сергей Простов изучают историю женщин-космонавтов. А еще в Центре создается мультфильм о дипломатической миссии землян в космическом пространстве и календарь на 2023 год «звездной» тематики.
Проектов много. И пока трудно сказать, какие из них помогут космонавтам. Главное, работа идет. Есть идеи, есть направления и есть цель – узнать новое!
Наставники
Елена Сергеевна Лучицкая – кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник Института медико-биологических проблем РАН, член-корреспондент Международной Академии астронавтики, научный руководитель эксперимента «Кардиовектор» на МКС, командир экипажа «Луна-2015», исследователь в эксперименте «Сириус-17».
Владимир Алексеевич Меньшиков – заслуженный тренер России, заслуженный мастер спорта России по авиамодельному спорту в классе моделей ракет S, пилот гражданской авиации.
Марина ОСЕНКОВА для КЗ
Источник: газета «Красное знамя»
Последние новости
Более половины обращений граждан в Урале поступило от жителей Свердловской области
Свердловская область занимает лидирующую позицию по количеству обращений в Уральском федеральном округе.
Подготовка к зимнему периоду в Свердловской области
Губернатор утвердил комплексный план действий для зимнего сезона.
Увеличение выплат для детей-сирот в Свердловской области
Правительство региона запускает новую программу поддержки детей, оставшихся без родителей.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований