Пусть не прервется эта нить…
Есть семьи, в которых одна профессия передается из поколения в поколение.
Есть семьи, в которых одна профессия передается из поколения в поколение. И учительские династии в этом не исключение. Вот только педагог – это больше, чем наследие. Это призвание! Ведь невозможно стать учителем, просто следуя по стопам родителей. На это необходимо еще веление души! Как, например, у наших сегодняшних героев, точнее героинь – педагогов школы № 26, что в отдаленном от центра города поселке Медянкино.
Учитель изо и педагог-психолог
За плечами учителя рисования Ирины Андреевой – серовская художественная школа и уроки самого Сергея Петровича Кодолова (чье имя носит «художка» сегодня), краснотурьинское художественное училище и Нижнетагильский педагогический институт. И хотя в роду была масса педагогов, в том числе учителя физики, русского языка, химии, математики, в школе Ирина Владимировна оказалась не сразу после получения первого диплома, тем более что всегда мечтала работать в театре: оформлять спектакли, писать декорации. Но и этому не суждено было сбыться, поскольку после училища была… призвана в армию и несколько лет прослужила оформителем в воинской части, которая располагалась в Серове «на горке». После этого был опыт работы в кинотеатре «Юбилейный».
– Мне нравилась работа на больших плоскостях, но всегда тянуло учить прекрасному детей . – Самой же учительнице любовь к прекрасному привил отец, который очень хорошо рисовал. – И как-то раз я услышала в свой адрес: «Ты должна быть в школе!»
Так в середине 90-х годов прошлого столетия Ирина Андреева здесь и оказалась. Получила высшее образование, стала учителем изобразительного искусства и черчения. Начала учить местных ребятишек рисованию на школьных уроках и как педагог художественной школы (ее филиал в свое время действовал на базе 26-ой) – скульптуре, живописи, композиции. А в свободное время вместе со своими учениками бралась за большие работы, которые в настоящее время назвали бы «творческими проектами». Так, на чистом энтузиазме сначала была оформлена рекреация первого этажа школы, а позже появились пейзажи четырех времен года (к слову, выполненные исключительно половой эмалью) на втором этаже. Или, например, в полный рост была слеплена из голубой глины, до которой докопался местный житель, фигура собаки. Были масштабные снежные фигуры. Ирина Владимировна и сегодня не ограничивается расписанием школьных уроков. Костюмы и декорации для праздников, можно сказать, – зона ее ответственности. Кроме того, принимает активное участие в конкурсах различных уровней, где ее ученики традиционно занимают призовые места. А не так давно учитель изо взялась за новое направление – песочную арт-терапию с особыми ребятишками.
– Общаясь с детьми, ты всегда остаешься молодым! – уверена педагог, путь которого в школу оказался несколько тернистым.
А вот у дочери Ирины Владимировны – педагога-психолога школы Анны Костицыной – все наоборот.
– У меня был хороший пример. Когда растешь в творческой семье и понимаешь, что жизнь прекрасна и что все это прекрасное ты в силах приумножить и передать другим, выбор профессии педагога очевиден. Поэтому после окончания 9-го класса я, не задумываясь, пошла в 10-й, чтобы в дальнейшем получить высшее образование, – говорит Анна Михайловна.
Хотя некоторые сомнения все же были: между «быть педагогом-предметником» или «уйти в психологию» победило второе. Так она стала студенткой Уральского государственного педагогического университета. Сначала азы психологии постигала очно, а вскоре перевелась на заочное обучение, параллельно начав свой трудовой путь в родной школе педагогом-организатором, чтобы убедиться, что профессию для себя выбрала правильно.
– Я поняла, что это мое. Мне очень нравится работа с детьми , – Анна Костицына трудится в поселковой школе без малого 20 лет. А в городскую, как она сама признается, ее никогда и не тянуло. – Я выросла здесь, люблю свою школу, люблю свой поселок и город и никогда не скажу, что он маленький и плохой, и что нужно отсюда «бежать». Я вижу результаты своего труда, когда после совместной работы по профориентации дети поступают в колледжи и вузы, достигают хороших результатов, а потом приходят и благодарят за это. Я понимаю, что моя работа как педагога была отличной, когда мои выпускники возвращаются в разы мудрее и сильнее меня…
В этом году 9-й класс окончит дочь Анны Михайловны – Екатерина. Будущая выпускница 26-ой школы уже определилась с дальнейшим образованием: только педагогический колледж! А это значит, что династия не прервется.
Учитель начальных классов и учитель-логопед
Вполне возможно, что вернется в Серов и внучка учителя начальных классов Фариды Гильмутдиновой: сегодня Дарина – студентка второго курса Нижнетагильского педагогического колледжа, будущий воспитатель детского сада и продолжатель династии педагогов, начало которой положила как раз Фарида Фаридовна. Ее педагогический стаж – 40 лет!
Стать учителем мечтают многие девочки в детстве. Фарида, как сама признается, не исключение. Хотя ей также нравилась профессия врача-педиатра, но боязнь крови предопределила будущий выбор. Педагогическое училище уроженка Серова окончила далеко за пределами родного города, работала воспитателем. На малую родину вернулась в 1994 году, первое время трудилась в Детском доме-школе. Затем, переехав в поселок Медянкино, получила предложение от директора 26-й школы Анны Лонганюк временно поработать на ставку воспитателя группы продленного дня. А с 1 сентября 1995 года и по сей день Фарида Фаридовна – учитель начальных классов.
– Мне многому приходилось учиться, спрашивать совета у Анны Алексеевны. Она всегда верила в меня и говорила, что у меня все получится, – Фарида Фаридовна с теплотой говорит о своем наставнике – учителе с многолетним стажем руководителя, а ныне социальном педагоге школы.
С теплотой учитель отзывается и о своих учениках – бывших и нынешних, вспомнив случай, когда, чтобы поздравить одноклассниц и первую учительницу с 8 Марта, мальчики собрали и сдали металлолом, а на вырученные деньги купили подарки.
– Когда я пришла к детям в 1995 году, было, конечно, страшновато. Мы учились с ними вместе! Они моментально подхватывали любую инициативу. Сейчас ребята другие, но тоже хорошие. К ним нужен индивидуальный подход. А вот родители не меняются. Я всегда говорю: «Я – хороший учитель, у меня хорошие родители».
У Фариды Гильмутдиновой – уже девять выпусков! Родители ее первых учеников до сих пор с ней здороваются, а их дети – ее нынешние ученики. И самое приятное, что не все из сегодняшних школьников – жители поселка Медянкино. Так, один из выпускников, живущий в районе школы № 15 на Сортировке, дочку свою привел учиться к своей первой учительнице. А это дорогого стоит.
– Мне родители доверяют семилетних детей! Я должна их взрастить, вложить все самое лучшее. А там уж всходы от этих зернышек будут развиваться дальше, – говорит учитель сегодняшних 27-и любознательных четвероклассников. И это, пожалуй, самый большой класс в этой маленькой и уютной поселковой школе с 180 учениками, по одному классу в каждой параллели.
Стоит отметить, что пять выпускников Фариды Фаридовны стали учителями, многие учатся на педагогов.
– Это значит, что я свою жизнь прожила не зря! – говорит Фарида Гильмутдинова. – Но советую: в педагогику надо идти только тому, кто любит детей! Не любя чужого ребенка, в педагогику ходить не надо! Не теряйте время!
А бывает и наоборот. Бывает, что безвозвратно потеряно время, которое с пользой можно было бы потратить на «разумное, доброе, вечное». Так, можно сказать, получилось с выпускницей и «по совместительству» дочерью Фариды Фаридовны, логопедом школы Лилией Зуевой.
Была раньше в школах такая практика, когда сильные ребята подтягивали отстающих. Однажды Фарида Фаридовна озвучила своей дочери-второкласснице просьбу помочь одноклассникам. И Лиля ее выполнила, но, вернувшись домой, заявила: «Обучать – дело нелегкое. Работать в школу не пойду никогда!» Но, как говорится, никогда не говори «никогда».
Еще будучи школьницей, Лилия мечтала стать бухгалтером, и мечте было суждено сбыться: поступила в металлургический техникум, затем окончила и экономический университет, после получения высшего образования 10 лет отдала работе в банковской сфере, а потом взяла и круто поменяла свою профессию.
– Начали подрастать мои дети. У старшего сына в 5 лет были проблемы со звукопроизношением, пришлось прибегнуть к помощи логопеда, на занятиях у специалиста мне самой стало интересно, как происходит постановка звуков, – говорит Лилия Тахировна.
Тема так затянула молодую маму, что та решила пройти курсы профессиональной переподготовки хотя бы для себя, ведь услуги логопеда – не из самых дешевых.
– А когда отучилась, поняла, что профессия логопеда мне очень нравится, да и в школах появилась потребность в таких специалистах.
Директор школы с удовольствием взяла в штат свою выпускницу-отличницу.
– Анна Алексеевна знала меня как хорошую ученицу, поверила в меня и дала возможность работать в стенах родной школы. В должности учителя-логопеда я работаю с 2018 года. За это время окончила магистратуру по профилю «логопедия» в Уральском государственном педагогическом университете. И ни разу не пожалела о том, что теперь работаю в школе. Знаете, как радостно видеть глаза ребенка, который впервые прорычал звук «р»!
Но Лилия Тахировна не только логопед, она – классный руководитель 8 класса, который четыре года назад из начальной школы ей передала Фарида Фаридовна. А это значит, что весной 2024 года провожать своих учеников в большую жизнь мама и дочь будут вместе…
Ольга МАЛИНОВА
Фото автора
Фото Фариды Фаридовны и Лилии Тахировны из архива Лилии Зуевой
Последние новости
Минстрой предлагает реформу системы оплаты капремонта многоквартирных домов
Новые предложения направлены на улучшение экономической обоснованности взносов жителей.
Первый эшелон новобранцев отправился на Дальний Восток
Свердловская область начинает осеннюю призывную кампанию.
День сотрудника органов внутренних дел в России
Поздравления и важность работы правоохранительных органов
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований