Преподавание – искусство отдавать
25 января юбилейный день рождения, 90 лет, отметила Валентина Гущина – учитель, за плечами которого педагогический стаж длиною почти в полвека.
25 января юбилейный день рождения, 90 лет, отметила Валентина Гущина – учитель, за плечами которого педагогический стаж длиною почти в полвека. Среди ее учеников немало именитых земляков, в том числе Анатолий Быков, возглавлявший город на протяжении 27 лет.
Мы побывали в гостях у этого замечательного педагога, чтобы читатели советского поколения вспомнили о Валентине Дмитриевне с теплотой, а молодежь узнала, какие искусные педагоги работали в сухоложской системе образования.
За чашкой чая гостеприимная хозяйка неторопливо начала рассказ о своей жизни, периодически сопровождая воспоминания снимками из старого альбома.
О себе
– Родилась я в Красноуфимском районе, в селе Криулино, в деревенской семье. У родителей нас было трое. Старшая сестра, кстати, тоже стала учительницей, преподавала в начальных классах. А я всю жизнь учила русскому и литературе…
Почему захотела стать именно педагогом, не знаю, но помню, что желание это появилось классе во втором-третьем. Я ведь и в школу пошла подготовленная: умела читать, писать, считать. В первый класс тогда брали с восьми лет, а мне в январе 1940 года исполнилось семь. Первого сентября я пришла в школу, простояла на линейке, а когда она закончилась и все дети разошлись по классам, директор стала отправлять меня домой. «Рано, – говорит, – тебе еще. Вот через год будет в самый раз». Я села на крыльцо и расплакалась от обиды. Директор не выдержала и сама отвела меня в класс. Училась я на отлично и каждый год вместе с табелем получала похвальную грамоту.
В годы войны мы с сестрой помогала маме в птичнике. Нам было по 10–12 лет. Каждое утро в пять часов растапливали печи, которые обогревали два помещения птичника. За ночь здания остывали, и цыплята, чтобы согреться, сотнями сбивались в углу. Пока помещение протапливалось, мы растаскивали эти цыплячьи кучи руками, чтобы задавленных получилось как можно меньше. К следующему утру всё повторялось. Но я не помню, что нам было как-то уж очень тяжело. Просто знали, что
так надо…
Папа прошел всю войну, с 1941-го по 1945-й, вернулся больной, израненный, но главное, живой. Его назначили председателем сельского совета. Он у нас умный был, хоть и без образования. Хорошо разбирался в строительном деле – ни один дом в селе не начинали строить без него.
В 1947 году я окончила семь классов и поступила в Красноуфимское педагогическое училище на учителя начальных классов. Конкурс туда был немаленький: три человека на место, потому что на весь район только и было, что это педучилище да сельскохозяйственный техникум. Учеба давалась легко, по предметам – только «хорошо» и «отлично». В 1951 году я получила диплом и приехала по распределению в Сухой Лог. С учителями начальных классов ситуация здесь обстояла более-менее хорошо, в отличие от учителей-предметников, которых катастрофически не хватало. И нас, выпускниц, сразу поставили на старшие классы. Мне достались предметы «русский язык» и «литература».
В памяти запечатлелся такой момент. Приехали мы с Лидией Вагановой в Сухой Лог, пришли оформляться в школу, а директор Ираида Николаевна Елохина, увидев нас, только руками всплеснула: «Да как же я вас на старшие классы поставлю? Вы ведь сами еще детский сад!». Мы и вправду тогда мало чем отличались от старшеклассниц: худенькие, в форменных платьях из педучилища, волосы заплетены в косички с бантиками. Лиде на тот момент исполнилось 19 лет, а мне – всего-то 18.
Меня направили в четвертый класс школы №1 (тогда она располагалась в двухэтажном деревянном здании на месте, где сейчас загс), и так в одной школе я проработала 47 лет, до 1998 года.
Спустя год я поступила на заочный в Свердловский пединститут на учителя русского языка и литературы и благополучно его окончила.
Сейчас рассказываю всё это, и перед глазами встают мои первые ученики. Несмотря на то, что я была молоденькой девчонкой, ребята на уроках меня слушались. Даже старшеклассники, хотя разница у нас с ними была четыре-пять лет. Думаю, оттого, что в педучилище нам давали хорошую практику, а еще потому, что в профессию свою я пришла по призванию.
Фото из архива В.Гущиной Об именитых учениках
– Самые известные мои ученики – это Анатолий Николаевич Быков, бывший глава города, и Леонид Петрович Быков, доктор филологических наук, профессор.
Леня со школы был великий умница, отличник. А почерк какой! Прямо хоть в царскую канцелярию! Очень прилежный был и старательный. Мама у него тоже доброжелательная. Чувствовалось, что заинтересована в учебе сына, воспитывала его в плане учебы в унисон со мной. Мы, учителя, раньше ведь помимо уроков еще и ходили к ребятам домой после занятий: знакомились с родителями, обсуждали проблемы ученика, если они возникали, выстраивали тактику совместной работы, чтобы учеба шла с интересом, чтобы домашнее задание выполнялось вовремя.
А вот Толя Быков, между нами говоря, учился средне, но был бесспорным лидером в классе: обладал незаурядными организаторскими способностями. В походах был просто незаменим, знал все самые красивые уголки Сухоложья, все броды на Пышме, все туристические тропы и походные премудрости. Очень была за него рада, когда он стал сначала директором Сухоложского огнеупорного завода, потом председателем горисполкома.
Ирочка Аладина тоже моя ученица. Умничка, отличница! Бывало, разберем с ребятами сложную тему, а на следующий урок я начинаю проверять, как они поняли. Одного спрошу – отвечает невнятно, другого – то же самое. Смотрю, Ирина руку тянет. Я говорю: «Ну отвечай, спасай класс!». Та встанет и ответит всё так, как надо. Всегда мой предмет знала. И представляете, как интересно в жизни получилось. В 1965 году было открытие нового здания школы №1 на ул. Юбилейной. Ирина, тогда первоклассница, на торжественной линейке вместе с моим сыном Сергеем перерезала символическую красную ленточку. Спустя годы она пришла в эту школу работать учителем химии, позже возглавила ее и руководила на протяжении
не одного десятка лет.
Яркие воспоминания оставили о себе Наташа Налимова – заведующая гинекологическим отделением в больнице, бывший депутат городской Думы, а также Лида Белоусова – учитель русского языка и литературы гимназии. Видели бы вы, какие сочинения девочки писали! Особенно Лида – маленькая, цепкая, с богатым духовным миром и языком! До сих пор я храню многие сочинения своих учеников, потому что они – как настоящие небольшие литературные произведения.
Еще один мой ученик, который хорошо известен в городе: Андрей Вагин, предприниматель. Вот уж кто заслуживает огромного уважения! По сей день у нас сохранились теплые отношения: каждый год в День учителя он дарит огромный букет. Знаю, что занимается благотворительностью. Андрей со школы был незаурядным человеком, в старших классах – старостой. Обладал превосходными организаторскими способностями,пользовался авторитетом у одноклассников,
они прислушивались к его мнению. Все эти качества помогли состояться во взрослой жизни.
За годы моей почти полувековой педагогической деятельности через меня прошли сотни ребят, большинство из них помню и по сей день.
О сегодняшней системе образования
– Школа сегодня отличается от советской. В первую очередь тем, что ввели ЕГЭ. Я всей душой против него. Учителя старой закваски учили по правилам, а сейчас ребят буквально натаскивают на сдачу экзаменационного теста.
Вот, к примеру, девочка-соседка сдала ЕГЭ по русскому языку на высокий балл. Я у нее спрашиваю: «Как пишется глагол «дышат»?». Она отвечает, с буквой «а». Спрашиваю почему. Она в ответ: «Так надо». А о том, что это глагол второго спряжения и входит в группу из 11 глаголов-исключений – ни слова! Разве это знания?!
А сочинения! Сегодняшние школьники практически не умеют их писать. На экзамене сочинение, конечно, требуется, но это должен быть небольшой текст с определенным количеством знаков. Понятно, что ребенок большего объема и не напишет, ведь большинство сегодня, увы, не читают, не обогащают свой словарный запас, не развивают красоту речи.
Раньше мы с детьми, у которых были затруднения по предмету, оставались после уроков и без всякой дополнительной оплаты занимались, занимались, занимались. Сейчас же уроки отвели и – до свидания. Хочет ребенок заниматься дополнительно, пусть обращается к репетитору, естественно, за деньги.
Трудовое воспитание в школе тоже практически отсутствует. Раньше ребята сами мыли парты, пол в классе, поэтому берегли имущество. Сейчас этого нет. Растим белоручек и потребителей. Знаете аллею от Кунары до городской бани? Это мы с учениками высаживали ее 50 лет назад.
Слушала я Валентину Дмитриевну, мысленно в чем-то соглашалась и восхищалась: мало того, что в столь солидном возрасте она остается в твердом уме и ясной памяти, так еще и выглядит, словно только-только вышла из-за учительского стола. Голос спокойный, но твердый – хочется внимать каждому слову, а глаза лучатся бесконечной добротой. Годы будто совершенно над нею не властны…
Кто-то из великих сказал, что преподавание – это искусство отдавать. Видимо, этим искусством наша героиня за полвека в педагогике овладела в совершенстве. А умеющий отдавать получает намного больше.
Последние новости
В России введены штрафы за пропаганду чайлдфри
Закон о запрете пропаганды идеологии отказа от рождения детей подписан президентом.
Бюджет Свердловской области на 2025 год: новые инициативы и федеральная поддержка
Минфин представил предложения по балансировке бюджета с учетом мнений жителей региона.
Опасности абортного мышления и его влияние на общество
Обсуждение последствий легализации абортов и необходимость поддержки матерей.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией