Мария Старченко: «Чем больше стереотипов прописаны у нас в лобной коре, тем менее мы способны к творчеству»

Выпускница Уральского государственного университета (ныне УрФУ) автор книги «Тайны творческого мозга» старший научный сотрудник Института мозга человека им.

Выпускница Уральского государственного университета (ныне УрФУ) автор книги «Тайны творческого мозга» старший научный сотрудник Института мозга человека им. Н. П. Бехтеревой в Санкт-Петербурге доктор биологических наук и кандидат психологических наук сихолог и нейрофизиолог Мария Старченко рассказала корреспонденту ИА «Уральский меридиан» о том, почему творческие люди злоупотребляют алкоголем, как победить творческий застой без стимуляторов, как лобные доли мозга тормозят креативность и как её развить простыми упражнениями.

Мария Старченко / Фото: Вера Яковлева © ИА «Уральский меридиан»

В первой части интервью выпускница екатеринбургского УрГУ Мария Старченко рассказала, как она стала ученицей выдающегося учёного академика Натальи Бехтеревой , а также о различиях психологии и нейрофизиологии. Во второй части нашей беседы разговор о феномене творчества и креативности мозга был продолжен, а сегодня мы попытались понять, как преодолеть творческий кризис и развить свою креативность.

Фото из архива Марии Старченко

– Мария Григорьевна, ранее Вы рассказывали, что только выполняя всё время новое, человек сможет поддерживать мозг в творческом состоянии и избежит так называемой «творческой импотенции». Правильно ли я понимаю, что если, к примеру, художник пишет отличные пейзажи, но только их, из года в год, то в какой-то момент его мозг, грубо говоря, перестаёт быть творческим? А если такого художника попросить, к примеру, нарисовать кошку, то в тот момент, когда он начнёт писать кошку вместо привычного ему пейзажа, может случиться творческий прорыв?

– Ну, если грубо, то – да. С точки зрения физиологии, творчество для мозга определяется совсем в других параметрах. Как это выглядит в жизни: человек 20 или 30 лет прекрасно всё делает, и вдруг у него – раз! – и «творческая импотенция»: мозг понял, что для него это рутина – у него работают «жесткие зоны», и определённая часть «гибких» зон, но уже не весь мозг.

– То есть, это когда у творческих людей случается «застой»?

– Да. С точки зрения мозга это можно объяснить так.

– Правда ли, что творческие люди начинают пить ради того, чтобы у них случился «творческий прорыв»? Почему они это делают?

– Я могу объяснить, почему они начинают пить. В некоторой степени это правильная стратегия, но абсолютно порочная. Что делает алкоголь с лобной долей?

– Растормаживает.

– Вот. Теперь вспомним «два жёстких звена», о которых мы говорили неделю назад. Тебе дали задание – придумать рассказ, стереотипа нет. Теменная кора отвечает за новые идеи, а дальше она связывается с лобной корой. Лобная кора отслеживает, «мониторит» – да, это действительно стоящее, хорошо придумала. То есть, лобная кора всегда играет роль оценщика, «нормоконтролёра». Она говорит: вот это словечко замени, вот это неудачное, это мы уже где-то видели, постарайся получше. Но работают они в тандеме, и потом лобная кора это пропускает.

– А когда стереотип – почему они обособляются?

– Потому что стереотипы сосредоточены в лобной коре. Лобная кора слишком давит на теменную и запрещает ей любое творчество. Как можно решить проблему – разорвать связи и убрать контролёра. Алкоголь и другие вещества – это тоже своеобразная попытка убрать контролёра.

Почему они говорят – вот я выпил, и мне пришли идеи? Это не идеи пришли, а лобная кора отключилась (отравится весь мозг, но лобная кора отравится первая и первая возьмет на себя удар). И теменная кора смогла спокойно заработать, без контролера. Но ведь контроль лобной коры можно и нужно снимать другими методами. Поэтому чувствуя сознательно или бессознательно эту связь, творческие люди и начинают принимать различные средства – выпил, и идеи пошли.

– Как можно без употребления каких-либо стимуляторов отключить контроль лобной коры?

– Очень простыми способами, и психологии они прекрасно известны. Но надо понимать, что никаких «волшебных таблеток» не будет. Любое обещание решить сразу и быстро все проблемы – это обман, и золотая рыбка не приплывёт. Мы можем рассматривать наш мозг как орган. Если заставляем мозг работать – он развивается, если не заставляем его работать – он не развивается. Я расскажу метод, но надо помнить, что это процесс длительный, ежедневный и систематический, сразу ничего не получится – так не бывает.

Первое – как мы можем затормозить лобную кору, если она мешает теменной генерировать новые идеи: поскольку лобная кора связана со стереотипами нашей личности, мы должны оценить насколько мы «зашорены». Для этого есть простое психологическое упражнение. Поработайте с собой – составьте список привычек и стереотипов, известных иррациональных убеждений. например:

– «Гуманитарий никогда не выучит математику»;

– «Женщина должна выйти замуж и родить детей»;

– «Женщина должна самоопределяться и игнорировать мужчин»;

– «Детей надо бить, потому что нас били и смотрите какими мы классными стали»;

– «Все мужики – козлы» и так далее.

Но это общие стереотипы, а если покопаться в себе, мы выясним, что помимо общих, у нас есть маленький «складик» своих собственных. Это могут быть стереотипы из разных сфер нашей жизни – не важно какие, важно выделить те, которые для нас наиболее болезненные. То есть, если кто-то не ведёт себя в соответствии с этими нашими стереотипами, то наш мир рушится, мы раздражаемся, злимся, бесимся – как ты посмел думать, делать, «трогать святое», значит это болезненные темы для нас. Чем больше у нас стереотипов и чем они сильнее, тем сильнее прописаны они в лобной коре, и тем менее мы способны к творчеству, потому что эта стереотипизация давит на человека. Поэтому первый путь – это путь личностного роста. Надо хотя бы осознать, какие у нас есть стереотипы, и бороться с ними.

Простое упражнение. Например, я обнаружила, что у меня есть стереотип – «все мужики – козлы». А теперь я должна подумать, как этот стереотип мешает мне найти творческое решение научной проблемы.

– Ты будешь всех возможных сподвижников и оппонентов мужского пола воспринимать «козлами», и работа не пойдет.

– Вот. Правильно. И значит, я могу, что-то упустить. Человек, который выпишет все свои болезненные стереотипы, должен успокоиться, подумать и провести логическую связку – как эти стереотипы нарушают мою творческую активность? Как они мешают мне творить? И неважно где – в варке супа, в танцах, в научном написании диссертации, писании картин… Если работать с этим, могут вскрыться очень интересные связи уже на этом этапе. Когда мы начинаем работать со своими стереотипами, мы становимся более-менее от них свободны. То есть первый шаг для того, чтобы разорвать связи – это найти свои стереотипы и начать с ними работать.

Второй личностный путь ослабления стереотипов – постараться нашу стереотипную деятельность делать заново, как это делает ребенок. То есть, брать какую-то деятельность, в которой мы уже не думаем, как и что выполняется, и выполнять её так, как будто мы только начали ей учиться. (Надо помнить, что не все стереотипы нам мешают, есть и такие, которые помогают. Они полезны и необходимы для нашей повседневной жизни).

Возвращаясь к теме. Вот пример – ходьба: ощути заново, как поднимается нога, как соприкасается с поверхностью, как идёт движение. Осознанно выполни каждый шаг. Это тоже работает на снятие сверхконтроля с лобной коры.

Эти простые упражнения снимают контроль. Не надо это делать в течение всего дня и каждый день. Достаточно раз в два-три дня рассмотреть так какое-то стереотипное действие.

– Обычно говорят «переключить внимание», так? В результате ты перестаешь что-то осознавать обычно и привычно и начинаешь ощущать это по-другому. Связь между лобной и теменной долями рвётся, и теменная начинает работать без контроля?

– В целом, да, правильно. Это долгосрочное влияние, но иногда нам надо «вот сейчас». Лобная доля стоит и не позволяет найти творческое решение. Человек в тупике, во фрустрации. Тогда надо применять простые вещи. Надо отвлечься, повысив активность теменной доли. Что такое теменная доля? В первую очередь – это поток ощущений. Идея выйти и отвлечься, когда мы находимся в тупике – очень хороша, потому что, когда мы начинаем отвлекаться, мы снимаем контроль лобной коры и получаем впечатления для теменной коры.

Смотреть картины, слушать музыку, просто подвигаться. Задача – насытить теменную кору. Помочь ей насытиться. Любые впечатления – прогулка, лицезрение леса, огня, звёздного неба. Очень хорошо ещё работает техника – переключить внимание. Например – не решается задачка по ядерной физике, возьми и почитай про японскую литературу, то есть полностью переключи внимание. Такая встряска очень помогает. Наша задача – отложить действие и не думать о нем, хотя бы несколько часов, а потом вернуться и посмотреть на него. Очень часто это помогает. Идея такая, способов можно придумать много, если уловить её.

В продолжении темы: чем мозг высококреативного человека отличается от мозга низкокреативного человека. Эти исследования проводились в нашем институте (институт мозга человека им. Н. П. Бехтеревой) методом ЭЭГ и тут я могу говорить о ритмике, то есть, в каком частотном ритме работает мозг. И там я заметила следующее, конечно, этим нельзя охватить всё, тем не менее:

При выборке двух типов высококреативных людей (1 группа – актёры (их оценили эксперты-преподаватели, как перспективных и с хорошим потенциалом, они высококреативны в своей области), 2 группа – это были высококреативные люди, не знакомые с актёрской специальностью (оцененные по стандартным тестам)). Задачи были одинаковые. Обе группы показали хороший и примерно равный уровень, но когда мы посмотрели результаты ЭЭГ исследования, оказалось, что этот высокий уровень обеспечивался абсолютно разными механизмами.

Фото из архива Марии Старченко

У 2-й группы (высококреативные, не актеры) имелась активация в бета-диапазоне (от 20-30 Герц, он связан с функцией внимания), то есть эти люди обеспечивали свою высокую креативность повышенным вниманием.

У 1-й группы (высококреативные актеры) была активность в альфа-диапазоне (от 7-13 Герц, в первую очередь он связан с функцией воображения, с образным мышлением), то есть они решают проблемы с помощью воображения).

Из этого можно сделать вывод, что, делая упражнения на развитие внимания и воображения, мы можем развивать свою креативность. Но только делать их надо ежедневно. Как улучшить воображение – взять какой-то предмет, закрыть глаза и на мысленном экране удержать его. Внимание можно улучшать совсем простыми способами – «найди на картинках отличия».

Прелесть этих упражнений в их простоте. Ты тренируешь свой мозг и свою креативность, ты становишься более творческим и не нужно делать умный вид и ходить на тренинги, тратить время, платить деньги. Всё можно делать бесплатно и самостоятельно.

Заключительную часть интервью с Марией Старченко ИА «Уральский меридиан» опубликует в следующую субботу 25 марта,

Интервью подготовила Ольга Иванченко

Мария Григорьевна Старченко – кандидат психологических наук, доктор биологических наук, старший научный сотрудник Института мозга человека им. Н. П. Бехтеревой Российской академии наук (ИМЧ РАН), Санкт-Петербург; научный консультант Мемориального кабинета академика Н. П. Бехтеревой в ИМЧ РАН; преподаватель лекционного курса «Психология и педагогика» для театроведов, режиссеров, актеров и аспирантов в Российском государственном институте сценических искусств.
Ученица выдающегося нейрофизиолога академика Натальи Петровны Бехтеревой (1924-2008 гг.), работала под ее личным руководством с 1998 по 2008 годы.

Вера Яковлева

Последние новости

Прокуратура Ачитского района защитила права инвалида

Местная жительница получила квартиру по социальному найму

Прокуратура проверяет антикоррупционное законодательство в Нижнем Тагиле

В суд направлено исковое заявление о взыскании незаконно полученных средств.

Свердловская область представила проект бюджета на 2025 год

Минифин региона завершил согласительные процедуры и учел мнения жителей.

Преобразователь частоты

Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией

На этом сайте вы сможете узнать актуальные данные о погоде в Междуреченске, включая прогнозы на ближайшие дни и часы

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *