Институт специального образования отметил научно-практической конференцией свой 55-летний юбилей

Институт специального образования празднует 55-летие со дня образования. К этому событию приурочена Всероссийская научно-практическая конференция «Междисциплинарный подход в изучении и образовании лиц с особыми потребностями»,

Институт специального образования празднует 55-летие со  дня образования. К  этому событию приурочена Всероссийская научно-практическая конференция «Междисциплинарный подход в  изучении и  образовании лиц с  особыми потребностями», прошедшая в  УрГПУ 28-29  ноября.

На  конференцию зарегистрировались 227 очных участников. В  зале присутствовали преподаватели нынешнего института специального образования, ветераны дефектологического факультета, выпускники, студенты,  — все, кто причастен к  уральской школе дефектологии. 

На  открытии конференции об  этом всероссийски известном бренде, который составляет славу и  гордость Уральского государственного педагогического университета, напомнила и  ректор УрГПУ Светлана Минюрова : 

—  Те  публикации, работы, тот методический, исследовательский, консультативный опыт, который накоплен сотрудниками института специального образования и  его выпускниками на  протяжении 55  лет,  — я  уверена, что они стали основой для развития дефектологии как науки не  только в  нашей стране, но  и  в  мире. Я  рада, что мы  можем на  разных площадках обсуждать профессиональные вопросы, обмениваться накопленными методиками, технологиями. Желаю успешной работы конференции и  выражаю огромную благодарность тем сотрудникам ИСО, которые делают такой важный вклад в  дело подготовки дефектологических кадров для нашей страны. 

Светлана Алигарьевна вручила почетные грамоты работникам и  ветеранам института специального образования. 

На  этом приветственная часть закончилась  — как отметила директор ИСО Ирина Филатова , работники института имеют традицию встречать все свои профессиональные праздники на  рабочем месте. И  первый доклад в  повестке конференции, «Механизм нарушения письма у  детей с  дефектами артикуляции», читала доктор педагогических наук Зоя Алексеевна Репина . Это выдающийся ученый и  практик, специалист, у  которого учились сегодняшние логопеды, «учитель учителей». 50  лет в  институте существует кафедра логопедии и клиники дизонтогенеза — и  все 50  лет на  ней работает Зоя Алексеевна . 

Доклад был посвящен одной из  самых актуальных проблем, которые стоят перед логопедами сегодня и  с  которой сталкивается огромное количество родителей младших школьников: дети стали очень плохо писать. Они не  просто делают ошибки из-за незнания правил, а  смешивают разные звуки и  не  разделяют речь на  синтагмы, и  поэтому пишут вместо одних букв другие, выпускают буквы, игнорируют знаки препинания. Зоя Алексеевна с  сожалением отметила, что логопедия остается наукой «ремесленнической» и  мало заимствует из  психолингвистики и  нейропсихологии,  — корни исследуемой проблемы находятся там. Связь письма и  речи прямая, письмо  — вид речевой деятельности, трудности с  письмом испытывают именно те  дети, которые имеют артикуляционные проблемы. По  мнению докладчика, помочь таким детям может упорная работа над противопоставлением артикулем. Различение звуков в  устной речи подкрепляется затем подбором специальных упражнений. Очень важна в  рабочем арсенале логопеда артикуляционная гимнастика. 

Детский невролог из  Перми, доктор медицинских наук Татьяна Калашникова выступила с  докладом «Нарушение чтения и  письма: учить или лечить?» и  осветила ту  же проблему с  точки зрения врача, на  базе своей медицинской практики. Татьяна Павловна привела факты, свидетельствующие о  распространенности дислексии и  дисграфии, привела результаты анкетирования педагогов, из  которых следует, что «учить» сегодня не  очень-то получается. Хотя практически все учителя признают, что таким детям нужно больше часов и  специальные условия для освоения этого материала, в  реальности ни  часов, ни  условий нет, и  проблема в  школе не  решается. Родители часто не  в  состоянии понять, что дислексия и  дисграфия  — это проблема развивающегося мозга, а  не  лень ребенка. Врачи тоже нередко перебрасывают таких детей друг другу: психиатры, отмечая у  детей нормальный интеллект, адресуют их  неврологам, а  неврологи отправляют к  логопедам, логопеды  же занимаются следствиями, а  не  причиной. На  деле  же проблема лежит в  области неврологии и  должна решаться комплексно, но  обязательно под наблюдением врача. 

Междисциплинарный характер конференции очень ярко проявился в  ее  проблематике и  в  составе участников. Следом за  доктором педагогических наук и  доктором медицинских наук слово взял доктор филологических наук, профессор Александр Кубасов . Его доклад назывался «Проблема власти языка в  романе Валерия Вотрина «Логопед». Александр Васильевич обратился к  образу логопеда в  искусстве и  сначала привел два кинематографических примера: комедийную роль Ролана Быкова в  фильме «По  семейным обстоятельствам» («фефекты фикции») и  роль настоящего, серьезного логопеда, которого сыграл Джеффри Раш в  фильме «Король говорит». В  романе Валерия Вотрина «Логопед» представлена антиутопия, и  логопеды являются правителями, арбитрами, контролерами, судьями в  вымышленном государстве, где во  главу угла поставлено владение правильным, грамотным и  чистым языком. О  феномене неперсонифицированной власти  — власти языка, и  о  том, почему это плохо, когда все обязаны говорить правильно, Александр Васильевич предложил подумать, ознакомившись с  текстом романа и  с  полным вариантом его статьи, опубликованной в  журнале «Специальное образование». 

В  ходе заседания были рассмотрены вопросы эмоциональных нарушений у  детей, кризисных состояний у  подростков, сопровождение детей с  ТНР, речевая практика и  и  профильная трудовая подготовка детей с  умственной отсталостью. На  следующий день конференция продолжила работу в  формате мастер-классов и  семинаров.

Пресс-служба УрГПУ 
Текст: Ирина Шаманаева
Фото: Александра Карпушева

Последние новости

ФОТОРЕПОРТАЖ С ЗАВОДНЕНИЯ

Дорогие друзья, готов фоторепортаж с «ЗАВОДнения». Мы благодарим всех гостей за то, что вчера были с нами!

В Свято-Димитриевском училище сестер милосердия открыт набор студентов на дневное отделение

Свято-Димитриевское училище сестер милосердия продолжает набор на дневное отделение на обучение по специальности «Сестринское дело».

Глава города Владислав Пинаев поздравил тагильчан с Днем металлурга

Глава города Владислав Пинаев поздравил тагильчан с Днем металлурга. В поздравлении отмечается: "Уважаемые металлурги!

Card image

Как выбрать одноразовые станки для покупки?

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *