Жители Нижнего Тагила отыскали станцию-призрак и открыли там выставку редких фотографий
Жители Нижнего Тагила объединились, чтобы совершить путешествие к месту, откуда начиналась знаменитая Висимская узкоколейная железная дорога.
Жители Нижнего Тагила объединились, чтобы совершить путешествие к месту, откуда начиналась знаменитая Висимская узкоколейная железная дорога. Несколько десятков человек – участники первого сезона проекта «ЭкоДвиж» , который придумали ИА «Все новости» и «Экорадио».
Фото у паровоза – и в путь. Из сердца города – здания краеведческого музея – отправились в экоисторический поход участники летнего сезона «ЭкоДвижа». Впереди у них увлекательное путешествие через единственный в России завод-музей и узкие улочки старого Тагила к главной цели – станции-заброшке Кедун-Быково.
«Когда обсуждали концепцию «ЭкоДвижа», то сразу решили, что не будем ограничиваться только субботниками. Это будет большой и разносторонний проект, через который мы не только делаем город чище и зеленее, но и погружаем жителей в историю, учим жить экологично, беречь мир вокруг себя. Делаем всё в динамичной форме, чтобы увлечь каждого участника», – говорит директор «Экорадио» Ирина Пудовкина.
Здание заводоуправления, сквер Рабочей молодежи и Зеленый мост – к Старому Демидовскому заводу тагильчан сопровождает руководитель службы развития музея-заповедника «Горнозаводской Урал» Антонина Бунькова. У ворот участников встречает следующий знаток тагильской истории. Рассказ Маргариты Кузовковой о том, как устроен бывший чугуноплавильный и железоделательный завод, и как ему помогала плотина.
Проходим по заводским аллеям и попадаем в Ключи – так до революции называли населенный преимущественно старообрядцами район, ограниченный улицами Тагильская и Большерудянская (Кирова). Заведующий Нижнетагильским историко-краеведческим музеем Сергей Старков ведет экскурсию по историческим улочкам. Дом купца Волгина, Входо-Иерусалимское приходское училище для женщин, усадьба Треуховых – активисты подходят к главной точке – бывшей железнодорожной станции Кедун-Быково. Но отыскать её организаторам было не так-то просто. Лишь единицы знали, что скрывает улица Кирова.
«Мы заранее отправились в разведку на поиски следов станции. На пустыре неподалеку от часовни Николая Чудотворца у горы Высокая нашли остатки железнодорожной колеи, но никаких построек не обнаружили. Поговорили с местными старожилами, и один из них через отвалы из песка и щебня провел нас и показал коробку от билетной кассы Кедун-Быково. Это единственное, что сейчас напоминает об узкоколейке в этом районе», – рассказывает главный редактор ИА «Все новости» Владимир Вахрутдинов.
Раньше здесь в ожидании «Кукушки» толпились люди, а сейчас лишь стены остались, а вокруг всё заросло бурьяном. Эту площадку и предстояло прибрать участникам «ЭкоДвижа». Триммеры, грабли и даже мачете пошли в ход – тагильчане быстро расправились с зарослями и мусором. Среди участников оказался человек, отдавший Висимской узкоколейке четверть века.
«Я сам работал 25 лет на узкой колее, – рассказывает бывший машинист «Кукушки» Александр Зубов. – Вот из-за этого и пошел на эту акцию. Конечно, скучаю по тем временам, а что делать… Это тут вся история, вся жизнь заключается в этой дороге».
В 2017 году узкоколейка могла встретить 120-летие, но до наших лет она не дожила. Сообщения о полном разборе путей датируются 2007-2008 годами, станции Кедун-Быково не стало еще раньше. Авторы «ЭкоДвижа» решили оживить историю «Кукушки» – собирали её буквально по крупицам из множества источников. И прямо на стенах бывшей кассы выросла выставка архивных фотографий и появилась табличка-напоминание современникам.
«Многие фотографии в сети были не атрибутированы – то есть невозможно было установить источник и автора. Тогда мы обратилась в музей-заповедник и городской исторический архив, они откликнулись и предоставили нам снимки, датированные аж 19 веком! Большую помощь в подготовке выставки оказал Евгений Ставцев, бывший заведующий домом-музеем Черепановых. Он показал нам снимки, сделанные во время его экспедиции по пути Висимской узкоколейки в 2006 году. А автор сайта «История Тагила» Алексей Драчев поделился своими подборками и архивом собирателя истории железных дорог России Сергея Болашенко. Мы бесконечно благодарны всем за интерес к нашему проекту», – продолжает Владимир Вахрутдинов.
Откликнулись и наши коллеги из ГТРК «Урал» телеканала «Россия». В 1996 году по заказу телекомпании был снят атмосферный фильм «Экспресс “Кукушка”». В сети есть его копии, а на «ЭкоДвиже» можно было увидеть оригинальную и очень атмосферную версию.
На протяжении всей экскурсии и во время субботника организаторам помогали тагильские волонтёры. Для них исторический экопоход тоже стал приятным открытием.
«Я даже не знала, где всё это находится, было интересно узнавать новое. Согласна с мнением девочек – это было очень интересно. Ты даже не задумываешься, о том, какую тайну хранит улица. Просто ходишь, передвигаешься, а здесь ты вникаешь в историю, узнаешь что-то новое, открывается какое-то другое мнение. Это очень интересно», – говорят волонтеры Полина, Екатерина и Кристина.
Новый сезон проекта «ЭкоДвиж» – уже этой осенью. А на Кедун-Быково тагильчане еще вернутся, сейчас обсуждается, как это место можно использовать в просветительских целях.
У информагентства «Все новости» есть Telegram-канал. Это быстрый и удобный способ получать самые главные новости прямо в свой телефон. Подпишитесь, чтобы не пропускать важное.
1/242/24
3/24
4/24
5/24
6/24
7/24
8/24
9/24
10/24
11/24
12/24
13/24
14/24
15/24
16/24
17/24
18/24
19/24
20/24
21/24
22/24
23/24
24/24
Владимир Вахрутдинов
Последние новости
Проверка соблюдения трудового законодательства в Красноуральске
Прокуратура выявила нарушения в спортивном учреждении
Губернатор Свердловской области обозначил приоритеты в реализации национальных проектов
Евгений Куйвашев отметил важность контроля за выполнением работ.
Дети Туринска напоминают о безопасности на дорогах
Акция, посвященная Всемирному Дню памяти жертв ДТП, прошла в школе №2 «Бонд»
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией