Смелый водоворот
03.09.2022

Смелый водоворот

Нашим гидом по музею стала научный сотрудник научно-просветительского отдела ЕМИИ Татьяна Помазуева.

Нашим гидом по музею стала научный сотрудник научно-просветительского отдела ЕМИИ Татьяна Помазуева. По словам Татьяны Николаевны, увидеть экспонаты культурно-просветительского центра «Эрмитаж-Урал» будет интересно каждому.
 
Технологичный

До начала работы центра – 10 минут. У входа в пристрой, открытый ровно год назад в июле 2021-го, первые посетители. А новый пристрой – не просто дополнительные 1 700 квадратных метров для музея. Это, по словам экскурсовода, современнейшая инфраструктура: 

– Благодаря пристрою у нас появились эскалаторы, лифт и возможность проведения инклюзивных экскурсий для людей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку среда стала доступней. Есть кафе, где посетители после просмотра экспозиции могут обменяться впечатлениями, отправить фотографии близким. И еще появилось пространство для мастер-классов, которое сейчас мы активно используем.
Смелый

С основным вековым зданием (1912 год, архитектор Бабыкин), возведенным в стиле рационального модерна, «юный» пристрой объединен-связан цветом и фактурой. Но главное, что здесь выделяется, его конструктивное решение: 

– Этот острый угол – он словно водоворот! Вот идет по улице людской поток. И его сюда как будто начинает засасывать. Очень удачно.

– Иными словами, Татьяна Николаевна, очень кратко как бы вы охарактеризовали пристрой?

– Это строго и смело!
Живой

Ежедневно в этот строгий и смелый «водоворот» «засасывает» сотни посетителей. Затянуло и нас. Возможностью окунуться в вечность (любой музей по определению – это апелляция к вечности, точнее, к истории культуры человеческой цивилизации). И послушать талантливого гида, излагающего самые сложные вещи в самой простой форме: 

– Сейчас идет выставка русского авангарда 10-20 годов прошлого века. И у меня бывает по 3-4 экскурсии в день. Это много. Но грех отказывать. Розы пахнут, когда их нюхают! Картины живут, когда на них смотрят.
Оригинальный

В постоянной экспозиции центра «Эрмитаж-Урал» – восемь залов: от античного искусства до искусства рубежа XIX и XX веков. Одна из любимых экспозиций у Татьяны Помазуевой посвящена европейской культуре и живописи средневековья. И рядом с двумя произведениями голос нашей собеседницы замирает: 

– Это Якоб Йорданс. Звезда первой величины. Считайте, коронованный первый художник Антверпена! И он пишет невероятно живо античный миф «Мелеагр и Аталанта». Но у этой картины интереснейшая история. Это дар Эрмитажа. И эрмитажные сотрудники считали, что они передают копию. Но когда в 2013 году ее стали готовить к выставке, то обнаружили то, чего не было видно ранее, – подпись, сделанную рукой мастера.

Малый

Вот так по едва заметным штрихам на полотнах, по интригам, скрытым от глаз в глубинах веков, вселенная ­«Эрмитаж- Урал» раскрывала нам свои тайны. А Татьяна Помазуева признавалась в своих любимых уголках центра: 

– Мне, например, очень нравится картина Франца Франкена Младшего «Притча о богаче и бедном Лазаре» (на снимке). Это тот случай, когда мал золотник да дорог! Не эпизод, а вся притча изложена художником в одной картине. Здесь все дышит. Медный котел написан так, что хочется его потрогать. Как и серебряная посуда, стекло, золотое шитье, т. е. просто изумительно.

– И если описать двумя словами эту притчу, изображенную Франкеном, что приходит на ум?

– Волнующая простота.

Незримый

Как средневековые художники, создавая картины, обращались к Господу, к небу, к высоте, так и мы по ходу экскурсии поднимались все выше и выше по ступеням музея. И попав в мезонин «Эрмитаж-Урал», неожиданно очутились … в железнодорожном вагоне: 

– Это неслучайно. Потому что история Государственного Эрмитажа военных лет – это, прежде всего, история эвакуации и реэвакуации. Поэтому главное действующее лицо в мезонине – это ящик. Из толстых досок. С особым креплением, которое называется гребенка. С упаковочным материалом, соответствующим характеру экспонатов. Например, для мраморной скульптуры – это стружка (достает и показывает).
 
Кстати, в первом эшелоне из блокадного Ленинграда в Свердловск таких ящиков было 1 118. А всего в Свердловске в годы войны находилось 1 миллион 200 тысяч экспонатов.

– В общем, Татьяна Николаевна, «водоворот», в который нас затянуло, получается очень серьезный и глубокий. И как бы вы напоследок по традиции описали двумя словами мезонин как самую высокую точку центра «Эрмитаж-Урал»?

– Просто. Незримый подвиг.

– А значит, серовчанин, который приедет сюда, обязательно должен подняться в мезонин и это увидеть?

– Да, обязательно стоит посмотреть нашу мемориальную экспозицию. Мы ей очень дорожим. И не зря называемся «Эрмитаж-Урал». Поскольку именно в этом здании в годы войны размещалась экспозиция на 500 тысяч единиц хранения из Государственного Эрмитажа. Это та самая история о подвиге, о котором Ольга Берггольц говорила:

«Мы с тобою танков не взрывали.
Мы в чаду обыденных забот
Безымянные высоты брали.
Нет на карте этаких высот!».
Справка
Культурно-просветительский центр «Эрмитаж-Урал» располагается в центре Екатеринбурга – на ул. Вайнера, 11. О режиме работы, экспозициях и интересных мероприятиях можно узнать на сайте центра i-z-o.art и на его страничках в социальных сетях «ВКонтакте» и «Одноклассники». Сергей Механошин

Последние новости

Роспотребнадзор рассказал о самых полезных продуктах декабря

Наступил  декабрь  –  прекрасная  пора  подготовки  к  праздникам,  Новый  год  и  Рождество  уже  не  за  горами.

Арктический воздух накрыл север Свердловской области

В ночь на сегодня, 10 декабря, температура воздуха на севере и северо-востоке Свердловской области достигала – 27…– 29 градусов.

Бежала от собак и сломала руку

1 ноября, в семь утра, Инна Орлова шла на работу.

Card image

Планируя отпуск или кругосветное путешествие, узнайте, как добраться до самых дешевых рейсов.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *