Image
25.07.2022

"Великий Переход" - возвращение Русского Авангарда

 После длительных зарубежных и российских гастролей коллекци

Русский авангард из коллекции Екатеринбургского музея изобразительных искусств возвращается с выставкой «Великий переход»

 

4 августа – 2 октября

 

  После длительных зарубежных и российских гастролей коллекция русского авангарда Екатеринбургского музея изобразительных искусств[1] вновь будет представлена в родных стенах на временной выставке «Великий переход». Мы решили показать все наши знаменитые картины, одетые в новые рамы, в самом статусном зале музея – Центре «Эрмитаж – Урал».

  Название выставки «Великий переход» не только рифмуется с той революционной трансформацией, которая произошла в русском искусстве рубежа веков, когда родилось уникальное явление мировой культуры – русский авангард, но и олицетворяет совсем недавний сложный «переход» с выставки на Корейском полуострове[2].

  В экспозицию войдет более пятидесяти произведений как ведущих мастеров, так и малоизвестных или неизвестных художников, чьи работы попали в музей в 1920-м году из Государственного музейного фонда. Отдельно нужно выделить картины, которые никогда не выставлялись и незнакомы не только публике, но и специалистам — они будут представлены на выставке впервые после реставрации.

  Коллекцию Екатеринбургского музея отличает наличие этапных, значимых в творческой биографии художников произведений, представляющих все основные направления авангарда.

  На выставке можно будет увидеть работы, которые, по сути, являются предавангардом — в них еще сильны импрессионистические или символистские корни (как, например, в картине Всеволода Ульянова «Красные кони»). Также в экспозиции будут представлены поздние картины художников авангарда, которые в 1920-е годы возвращались к классическим принципам (это работы Ильи Машкова «Натюрморт с красной рыбой», Петра Кончаловского «Мальвы»), однако участие этих произведений в выставке является важным, так как дает расширенную панораму авангардного движения, показывает его истоки и исходы.

  Самое раннее из направлений — неопримитивизм — будет представлено картинами Михаила Ларионова «Улица в провинции» и «Еврейская Венера», Наталии Гончаровой «Косари», Ольги Розановой «Портрет сестры, Анны Владимировны Розановой».

  Екатеринбургский музей обладает и превосходной коллекцией «московских сезаннистов», среди них — картины Петра Кончаловского «Портрет художника Василия Рождественского», Александра Куприна «Натюрморт с курительной трубкой», Аристарха Лентулова «Молочница», Ильи Машкова «Портрет дамы в кресле», Роберта Фалька «Девочка в кресле» и другие. Кубофутуризм ярко демонстрируют картины Надежды Удальцовой «Кухня», Натана Певзнера «Блокнот», Петра Соколова «Беспредметная композиция».

  Гордостью коллекции являются безусловный шедевр Василия Кандинского «Импровизация №217. Серый овал» и «Супрематизм» Казимира Малевича, датируемый 1915 годом. Последователи мастера на пути супрематизма будут представлены работами Ольги Розановой, Ивана Клюна, Любови Поповой, Сергея Сенькина. Принадлежащую нашему музею «Беспредметную композицию» Александра Родченко, созданную в 1919 году, можно назвать одной из самых масштабных и значимых работ художника конца 1910-х годов.

  Направление, образовавшееся в послереволюционный период в противовес беспредметному творчеству, было названо его создателем Давидом Штеренбергом обжективизм. Минималистские натюрморты самого мэтра и его соратников также будут представлены в экспозиции.

  Выставка «Великий переход» наглядно и убедительно продемонстрирует яркую картину художественной жизни 1910-х – 1920-х годов, прослеживая развитие и своеобразный переход русского авангарда от неопримитивизма и кубофутуризма к абстракции и конструктивизму, оказавших кардинальное влияние на художественную культуру XX века.

  Выставка «Великий переход» (12+) будет представлена в залах Центра «Эрмитаж – Урал» с 4 августа по 2 октября 2022 года. Часы работы: вт.– вс. – с 11:00 до 20:00 (касса с 10:30 до 19:30); пн. – выходной. Стоимость билетов: 300 руб. – полный билет, 100 руб. – льготный билет (пенсионеры, школьники).

 

[1] Коллекция живописи русского авангарда является одним из самых интересных и цельных собраний Екатеринбургского музея изобразительных искусств. В подавляющем большинстве работы были привезены в Екатеринбург по инициативе Наркомпроса для проведения большой выставки всех течений современной живописи. Ее проведение было связано с высказанной В.В. Кандинским идеей создания сети музеев живописной культуры не только в столицах, но и в провинции. После окончания выставки, которая с большим успехом прошла в помещении Свободных художественных мастерских в мае 1920 года, картины были оставлены в Екатеринбурге. Так в столице Урала оказалась уникальная коллекция русского художественного авангарда начала XX века, включившая в себя работы как его основателей и признанных корифеев, так и менее известных или полузабытых авторов.

 

[2] ЕМИИ являлся организатором выставки « Малевич, Кандинский, Родченко и русский авангард: искусство революции» , проходившей с 31 декабря 2021 года по 17 апреля 2022 года в Культурном центре (Sejong Center) в Сеуле. Всего на выставке было представлено около 75 произведений живописи и графики из четырех российских собраний: Екатеринбургского музея изобразительных искусств, Нижегородского художественного музея, Красноярского художественного музей имени В.И. Сурикова и Приморской картинной галереи. Основу экспозиции составили 63 работы из коллекции Екатеринбургского музея изобразительных искусств.

 

Последние новости

Card image

– Решил заехать в аптеку, проверить — продают ли лекарства наших, уральских производителей.

Card image

17 августа 2022 года состоялось заседание Избирательной комиссии Свердловской области.

Card image

Сезон активности клещей в 2022 году постепенно подходит к концу.

Card image

Планируя отпуск или кругосветное путешествие, узнайте, как добраться до самых дешевых рейсов.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *