"Великий Переход" - возвращение Русского Авангарда
После длительных зарубежных и российских гастролей коллекци
Русский авангард из коллекции Екатеринбургского музея изобразительных искусств возвращается с выставкой «Великий переход»
4 августа – 2 октября
После длительных зарубежных и российских гастролей коллекция русского авангарда Екатеринбургского музея изобразительных искусств[1] вновь будет представлена в родных стенах на временной выставке «Великий переход». Мы решили показать все наши знаменитые картины, одетые в новые рамы, в самом статусном зале музея – Центре «Эрмитаж – Урал».
Название выставки «Великий переход» не только рифмуется с той революционной трансформацией, которая произошла в русском искусстве рубежа веков, когда родилось уникальное явление мировой культуры – русский авангард, но и олицетворяет совсем недавний сложный «переход» с выставки на Корейском полуострове[2].
В экспозицию войдет более пятидесяти произведений как ведущих мастеров, так и малоизвестных или неизвестных художников, чьи работы попали в музей в 1920-м году из Государственного музейного фонда. Отдельно нужно выделить картины, которые никогда не выставлялись и незнакомы не только публике, но и специалистам — они будут представлены на выставке впервые после реставрации.
Коллекцию Екатеринбургского музея отличает наличие этапных, значимых в творческой биографии художников произведений, представляющих все основные направления авангарда.
На выставке можно будет увидеть работы, которые, по сути, являются предавангардом — в них еще сильны импрессионистические или символистские корни (как, например, в картине Всеволода Ульянова «Красные кони»). Также в экспозиции будут представлены поздние картины художников авангарда, которые в 1920-е годы возвращались к классическим принципам (это работы Ильи Машкова «Натюрморт с красной рыбой», Петра Кончаловского «Мальвы»), однако участие этих произведений в выставке является важным, так как дает расширенную панораму авангардного движения, показывает его истоки и исходы.
Самое раннее из направлений — неопримитивизм — будет представлено картинами Михаила Ларионова «Улица в провинции» и «Еврейская Венера», Наталии Гончаровой «Косари», Ольги Розановой «Портрет сестры, Анны Владимировны Розановой».
Екатеринбургский музей обладает и превосходной коллекцией «московских сезаннистов», среди них — картины Петра Кончаловского «Портрет художника Василия Рождественского», Александра Куприна «Натюрморт с курительной трубкой», Аристарха Лентулова «Молочница», Ильи Машкова «Портрет дамы в кресле», Роберта Фалька «Девочка в кресле» и другие. Кубофутуризм ярко демонстрируют картины Надежды Удальцовой «Кухня», Натана Певзнера «Блокнот», Петра Соколова «Беспредметная композиция».
Гордостью коллекции являются безусловный шедевр Василия Кандинского «Импровизация №217. Серый овал» и «Супрематизм» Казимира Малевича, датируемый 1915 годом. Последователи мастера на пути супрематизма будут представлены работами Ольги Розановой, Ивана Клюна, Любови Поповой, Сергея Сенькина. Принадлежащую нашему музею «Беспредметную композицию» Александра Родченко, созданную в 1919 году, можно назвать одной из самых масштабных и значимых работ художника конца 1910-х годов.
Направление, образовавшееся в послереволюционный период в противовес беспредметному творчеству, было названо его создателем Давидом Штеренбергом обжективизм. Минималистские натюрморты самого мэтра и его соратников также будут представлены в экспозиции.
Выставка «Великий переход» наглядно и убедительно продемонстрирует яркую картину художественной жизни 1910-х – 1920-х годов, прослеживая развитие и своеобразный переход русского авангарда от неопримитивизма и кубофутуризма к абстракции и конструктивизму, оказавших кардинальное влияние на художественную культуру XX века.
Выставка «Великий переход» (12+) будет представлена в залах Центра «Эрмитаж – Урал» с 4 августа по 2 октября 2022 года. Часы работы: вт.– вс. – с 11:00 до 20:00 (касса с 10:30 до 19:30); пн. – выходной. Стоимость билетов: 300 руб. – полный билет, 100 руб. – льготный билет (пенсионеры, школьники).
[1] Коллекция живописи русского авангарда является одним из самых интересных и цельных собраний Екатеринбургского музея изобразительных искусств. В подавляющем большинстве работы были привезены в Екатеринбург по инициативе Наркомпроса для проведения большой выставки всех течений современной живописи. Ее проведение было связано с высказанной В.В. Кандинским идеей создания сети музеев живописной культуры не только в столицах, но и в провинции. После окончания выставки, которая с большим успехом прошла в помещении Свободных художественных мастерских в мае 1920 года, картины были оставлены в Екатеринбурге. Так в столице Урала оказалась уникальная коллекция русского художественного авангарда начала XX века, включившая в себя работы как его основателей и признанных корифеев, так и менее известных или полузабытых авторов.
[2] ЕМИИ являлся организатором выставки « Малевич, Кандинский, Родченко и русский авангард: искусство революции» , проходившей с 31 декабря 2021 года по 17 апреля 2022 года в Культурном центре (Sejong Center) в Сеуле. Всего на выставке было представлено около 75 произведений живописи и графики из четырех российских собраний: Екатеринбургского музея изобразительных искусств, Нижегородского художественного музея, Красноярского художественного музей имени В.И. Сурикова и Приморской картинной галереи. Основу экспозиции составили 63 работы из коллекции Екатеринбургского музея изобразительных искусств.
Последние новости
Прокуратура Ачитского района защитила права инвалида
Местная жительница получила квартиру по социальному найму
Прокуратура проверяет антикоррупционное законодательство в Нижнем Тагиле
В суд направлено исковое заявление о взыскании незаконно полученных средств.
Свердловская область представила проект бюджета на 2025 год
Минифин региона завершил согласительные процедуры и учел мнения жителей.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований