Профессионально и дерзко

11 февраля 2000 года приказом министра обороны Российской Федерации была учреждена медаль «Участнику марш-броска 12.06.1999 г. Босния – Косово».

11 февраля 2000 года приказом министра обороны Российской Федерации была учреждена медаль «Участнику марш-броска 12.06.1999 г. Босния – Косово».

Учреждению медали предшествовали следующие события.

На волне распада Союзной Республики Югославия (далее СРЮ) албанские националисты в феврале 1998 года инициировали вооружённый конфликт на территории Автономного края Косово и Метохия. Албанские сепаратисты планировали отделить край от Сербии, исторической частью которой он является столетия. При этом предусматривалась этническая чистка – уничтожение либо принуждение к выселению сербского населения. Ставка при этом делалась на военную силу. Штаб албанской Армии Освобождения Косово располагался в Албании (г. Кукеш).

Руководство СРЮ было вынуждено со своей стороны также применить силу. В ходе боевых действий имели место многочисленные жертвы гражданского населения с обеих сторон. Сепаратистов активно поддержали США и военный блок НАТО.

Сразу после начала военных действий между Югославской армией и Армией Освобождения Косова сербские власти были обвинены Западом в этнических чистках албанского населения. Западными партнёрами Армии Освобождения Косово правительству СРЮ был поставлен ультиматум: вывести сербские войска из Автономного края Косово и Метохия, а также разрешить разместить войска НАТО на его территории, то есть согласиться на оккупацию части Югославии. Югославия не выполнила ультиматум. В результате 24 марта 1999 года войска НАТО начали военную операцию в отношении Союзной Республики Югославия, которая завершилась 10 июня. 12 июня в Косово со стороны Македонии должны были войти миротворческие силы НАТО. В качестве главного стратегического объекта для первоочередного захвата был признан международный аэропорт «Слатина», расположенный на удалении 15 километров на юго-восток от города Приштина – единственный аэропорт с взлётно-посадочной полосой, способной принимать любые типы самолётов, в том числе тяжёлые военно-транспортные.

Россия предпринимала усилия, чтобы прекратить войну, но США и её союзники по НАТО не учитывали мнение нашей страны. Тогда, чтобы обозначить своё присутствие в мировой политике, а также в целях обеспечения своих геополитических интересов в Балканском регионе, было принято решение о занятии аэропорта «Слатина» и вводе на территорию Автономного края Косово и Метохия российского миротворческого контингента.

Ближайшие подразделения российских миротворцев, сформированных из военнослужащих ВДВ, находились в Боснии и Герцеговине, на расстоянии более 600 км от аэродрома «Слатина». Путь натовцев к аэродрому был гораздо короче.

Предварительно на аэродром вышла небольшая группа российских спецназовцев под руководством Юнус-Бека Евкурова, которые взяли его под наблюдение, проверили, какие у него возможности, какая взлётно-посадочная полоса, коммуникации, «под кем» находится объект, кто его контролирует.

10 июня 1999 года российским миротворцам была поставлена задача за 8 часов, из которых светлого времени суток было всего 3 часа, подготовиться к 620-километрову марш-броску и к утру 12 июня занять аэродром. Подготовка к операции велась тайно от натовцев. Союзники, правда, были уведомлены, что российский конвой выйдет на маршрут. Деталей не уточняли.

Схема марш-броска российских миротворцев на аэродром «Слатина».

Колонна российских миротворцев шла на скорости 80 километров в час и выше по сложной трассе, которую и на «Жигулях» тяжело преодолеть, а не то чтобы на боевой технике. И всё это при 36-градусной жаре.

Весть о появлении российских миротворцев, можно сказать, мгновенно облетела всю страну. Стали появляться кинооператоры, толпы людей рукоплескали нам на улицах городов. Мужчины радовались, плакали женщины.

После Белграда продвижению миротворцев поневоле стали мешать колонны войск выходящих из Косова. Ситуацию осложняют минные поля, установленные воюющими сторонами, сапёры под командованием подполковника А. Морева успешно провели инженерную разведку и проделали проходы.

Из воспоминаний командира сводного батальона полковника Сергея Евгеньевича Павлова:

«Периодически раздаётся беспорядочная стрельба, где-то слышны разрывы мин. Обстановка запутанная: отходят сербы; то в одном, то в другом месте появляются бойцы албанской Освободительной Армии Косово, небо озаряется осветительными ракетами, трассами пуль, эфир переполнен докладами командиров подразделений. Здорово работают разведчики майора С. Матвиенко: не представляю, как в этом месиве можно разобраться и выдать чёткую информацию! Действительно, без разведки никуда.

Вскоре обозначился первый успех: командир взвода старший лейтенант Н. Яцыков доложил о захвате узла дорог на юго-востоке аэродрома. Важный для нас успех, так как с этого направления давят оаковцы, ведь оттуда должны подойти англичане. Теперь Яцыкову надо «зарыться» в землю и держать дороги, пока мы, все остальные, будем делать своё дело. Докладывает командир роты майор А. Симаков: два взвода его роты под командованием старших лейтенантов П. Качанова и А. Мушкаева пробились к взлётно-посадочной полосе. Отлично! Теперь надо развить успех и без промедления наступать дальше: напористо, дерзко... и очень осторожно. В эфир врывается голос командира 4-й роты майора В. Ковалёва: рота вышла на указанный рубеж, захватив здание аэропорта. Молодец Ковалёв! А затем один за другим идут доклады: старший лейтенант А. Кийко захватил склад ГСМ, старший лейтенант Д. Рыбенцев бьётся за жилой городок, взвод капитана С. Вахрушева заблокировал тоннель, старший лейтенант Д. Замиралов захватил пункт энергоснабжения. Пока все идёт по нашему сценарию. Главное – не упустить инициативу, правильно использовать внезапность – всех ошеломить, захватить жизненно важные объекты аэродрома, закрепиться и держаться до прибытия главных сил».

К пяти утра аэродром был занят. В свете восходящего солнца десантники осознали насколько велик аэродром: взлётно-посадочная полоса длиной 2500 метров, масса рулёжных дорожек, ангаров, оборонительных сооружений, причем исполненных исключительно толково и мощно, огромный жилой городок. И почти все заминировано.

Чтобы удержать аэродром необходимо минимум полк, с артиллерией, средствами ПВО, подразделениями обеспечения. А десантников всего две сотни.

В 7.30 утра поступил с наблюдательного поста первый доклад о выдвижении английской колонны.

Полковник Павлов вспоминает, что начальник одного из постов, старший лейтенант Н. Яцыков, доложил, о попытке боевого охранения англичан прорваться к аэродрому. «Но не таков Яцыков, чтобы кого-то пропустить. Выдвигаюсь к посту и наблюдаю картину: стоит поперёк дороги наш БТР-80, преграждая дорогу английскому парашютно-десантному батальону. В стороне стоит старший лейтенант Н. Яцыков и что-то объясняет английскому офицеру. У того на лице изумление: откуда тут русские и почему это их, англичан, не пропускают? А не пропускают потому, что они опоздали. Как говорится у нас в народе: «Кто раньше встаёт, тому Бог даёт». А может быть, точнее когда-то сказал древний: «Кто пришёл первым, тот и уносит добычу». Теперь мы вам будем диктовать условия».

Примерно в 11 часов 00 минут 12 июня в небе над аэродромом появился беспилотный самолёт-разведчик, затем с блокпоста на въезде в аэропорт «Слатина» командованию батальона поступило сообщение о прибытии первой колонны сил НАТО. Это были британские джипы. С другой стороны к аэродрому приближались английские танки.

Обе колонны остановились перед российскими блокпостами. В небе появились десантные вертолёты. Пилоты британских вертолётов предприняли несколько попыток приземлиться на аэродром, однако эти попытки были пресечены экипажами российских БТРов. Как только вертолёт заходил на посадку, к нему сразу же устремлялся БТР, препятствуя таким образом его манёвру. Потерпев неудачу, британские пилоты улетели.

Следует отметить, что в случае нападения на российских десантников со стороны сил НАТО планировалось в спешном порядке провести блиц-переговоры с военным и политическим руководством Югославии, вступить с Югославией в военный союз и дать отпор наступающим войскам НАТО на всей территории автономного края, одновременно перебросив в Косово и Метохию несколько полков ВДВ, а то и дивизию. Однако натовцы не пошли на обострение ситуации, так как, по мнению международного обозревателя генерала Л. Ивашова, руководство НАТО не было в полной мере готово к полномасштабной наземной операции.

25 июня 1999 по решению Совета Федерации Российской Федерации в Косово было направлено 3600 миротворцев.

Миссия российских миротворцев в Автономном крае Косово и Метохия продлилась до 24 июля 2003 года. За время пребывания в Косово погибло 12 российских миротворцев.

Медаль «Участнику марш-броска 12 июня 1999 г. Босния – Косово».

Спустя полгода для награждения участников марш-броска приказом Министра обороны Российской Федерации № 75 от 11 февраля 2000 года была учреждена ведомственная награда – медаль «Участнику марш-броска 12 июня 1999 г. Босния – Косово».

Непосредственным участникам марш-броска вручается медаль из нейзильбера, а лицам, принимавшим участие в его подготовке и обеспечении, – из томпака.

Медаль «Участнику марш-броска 12 июня 1999 г. Босния – Косово».

Всего медалью награждено 343 непосредственных участника марш-броска и лиц, принимавших участие в его подготовке и обеспечении.

При подготовке статьи использованы материалы ИТАР-ТАСС и журнала «Братишка», сайта «Военное обозрение», а также следующая литература: Бышков П. А. Российский флаг на Балканах // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. – М.: РУДН, 2006. – Вып. 3. – С. 47–52. – ISSN 2312-8674; Ивашов Л. Г. Косовский кризис 1999 года. Бросок на Приштину // Новая и новейшая история. – М.: Наука, 2004. – № 5. – С. 87–114. – ISSN 0130-3864.

Подготовил: И. А. Лындин

Последние новости

В России введены штрафы за пропаганду чайлдфри

Закон о запрете пропаганды идеологии отказа от рождения детей подписан президентом.

Бюджет Свердловской области на 2025 год: новые инициативы и федеральная поддержка

Минфин представил предложения по балансировке бюджета с учетом мнений жителей региона.

Опасности абортного мышления и его влияние на общество

Обсуждение последствий легализации абортов и необходимость поддержки матерей.

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

На этом сайте вы сможете узнать актуальные данные о погоде в Кызыле, включая прогнозы на ближайшие дни и часы

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *