Алексей Гориболь: исполнитель способен переоткрыть композитора
Пианист и музыкальный деятель Алексей Гориболь в рамках открытой программы Ural Music Camp 26 ноября рассказал в Ельцин Центре о различиях восприятия музыки у её авторов и исполнителей.
Пианист и музыкальный деятель Алексей Гориболь в рамках открытой программы Ural Music Camp 26 ноября рассказал в Ельцин Центре о различиях восприятия музыки у её авторов и исполнителей. Лекция прошла в преддверии концертной программы «Spiegel im spiegel. Зеркало в зеркале» его авторского музыкально-просветительского цикла «Послушайте!», которую маэстро представит в кино-конференц-зале Ельцин Центра 7 декабря вместе с молодым скрипачом Айленом Притчиным.
Алексей Гориболь отметил, что такой класс музыкантов как исполнители появился в истории музыки сравнительно недавно. Как правило, авторы музыкальных текстов сами хорошо их исполняли. Иоганн Себастьян Бах служил кантором хора лейпцигской церкви Святого Фомы и на службах играл на клавесине собственные произведения. Известно также, что талантливыми исполнителями были композиторы Моцарт, Бетховен, Шуберт, Лист. Более того, в «золотой век» классической музыки считалось странным, что кто-то исполняет не своё сочинение.
«Появились какие-то проходимцы, которые, не имея собственных сочинений, имеют наглость исполнять мои», – писал о появлении нового класса музыкантов Бетховен.
– Вот так мы, проходимцы, и взошли на сцену истории, – рассмеялся Алексей Гориболь.
По мнению пианиста, сегодня стало очевидным, что автор далеко не всегда способен раскрыть потенциал собственного произведения. Так Сергей Рахманинов, будучи чрезвычайно одаренным пианистом, потрясающе играл того же Бетховена, а вот собственные произведения, по признанию современников, исполнял сухо и невыразительно.
– Именно поэтому фигура исполнителя чрезвычайна важна, – считает Алексей Гориболь. –Образно говоря, автор уже вложил в произведение свои эмоции и мастерство, и «прожить» его повторно на сцене композитору бывает сложно. Исполнитель же свободен от такого бэкграунда и способен как бы «переоткрыть» произведение в момент исполнения, здесь и сейчас.
Разумеется, одарённый исполнитель вносит в произведение своё настроение и манеру игры. Это и называется интерпретацией. Пьеса может быть сыграна в строгом соответствии с нотным текстом, может быть замедлена или разогнана, в ней могут появиться новые акценты – возможно всё. Единственное, что сохраняется неизменным – сам нотный текст.
Александр Мехоношин 01 /11 Лекция Алексея Гориболя
В качестве иллюстрации Алексей Гориболь дал послушать аудитории записи трёх различных исполнений бетховенской «Лунной сонаты» и затем предложил сравнить. Святослав Рихтер играет её максимально отстраненно и бесстрастно, Владимир Горовиц – чуть замедляясь к окончаниям фраз, а в записи Марии Юдиной темп сонаты замедлен чуть ли не в два раза относительно оригинального, что вносит в произведение трагический настрой, отражающий непростую судьбу «любимой пианистки Сталина».
Аналогичным образом пьеса Vedro con mio diletto Антонио Вивальди в исполнении Сесилии Бартоли и Филиппа Жарусски звучит как два разных произведения. В первом случае – страстное и приземлённое, во втором – отрывистое и возвышенное. Отрывки из них также прозвучали в этот вечер в записи.
«Под занавес» лекции Алексей Гориболь пригласил слушателей на фортепианный вечер «Spiegel im spiegel. Зеркало в зеркале» , который пройдет 7 декабря в кино-конференц-зале Ельцин Центра в рамках музыкально-просветительского цикла «Послушайте!».
В этой программе классические музыкальные формы: хорал, вариации, фантазия – преломляются в произведениях для скрипки и фортепиано композиторов XX века.
Будет сыграна песня Шуберта «Шарманщик» – одно из самых трагических произведений композитора, а встык к ней – пьеса Леонида Десятникова «Как старый шарманщик». Также в программе – коллекция шедевров Дмитрия Шостаковича и Арво Пярта, составленная специально для Ельцин Центра и проекта «Послушайте!».
Вместе с Алексеем Гориболем программу исполнит лауреат международного конкурса им. Чайковского 2019 года Айлен Притчин. По словам пианиста, этот уникально одаренный молодой скрипач и сенсация последних концертных сезонов в России и Европе прилетит из Вены специально ради этого концерта, и это большое счастье играть нефилармонический концерт в Екатеринбурге с музыкантом такого уровня.
Стоит добавить, что идея этого вечера родилась в феврале во время встречи Алексея Гориболя с Теодором Курентзисом и Айленом Притчиным, которые приехали отдохнуть в ресторан «Барборис» после своего концерта в Свердловской филармонии – и разговорились о разнице авторской и исполнительской интерпретации музыки.
Концерт «Послушайте!» Spiegel im spiegel. Зеркало в зеркале Коллекция шедевров Дмитрия Шостаковича, Арво Пярта и Леонида Десятникова составлена специально для Ельцин Центра и проекта «Послушайте!». Вместе с Алексеем Гориболем программу исполнит уникально одаренный молодой скрипач Айлен Притчин. 07 декабря 2019 Михаил ЛузинПоследние новости
Уголовное дело против Артема Оморьяна в Екатеринбурге
Началось судебное разбирательство по делу о оправдании терроризма.
ФАС обязала МТС вернуть 3 миллиарда рублей в бюджет
Оператор связи должен снизить тарифы для своих абонентов.
Штрафы за курение в Свердловской области увеличиваются
В Екатеринбурге за месяц действия нового закона оштрафованы 371 человек.
Металлопрокат: Основные Преимущества в Строительстве и Производстве
В мире современного строительства и производства металлопрокат играет ключевую роль