Спасайся кто как может
В первой половине 1990-х на базе НТМЗ осуществлялась сборка телевизоров, компьютеров и бытовой техники.
Как НТМЗ пережил 1990-е – бартер, приватизация, дивиденды
Почему в 1990-е склады НТМЗ заполнились продовольственными товарами? Что можно было купить на дивиденды от завода? И как завод чуть не купила фирма-однодневка, расположенная в однокомнатной квартире.
Батюшка бартер
По-крупному, период с 1991 по 2000 годы можно смело обозначить как «Спасайтесь кто как может».
Нарушенная финансово-платежная система вынуждала переходить на бартерные сделки не только по промышленной продукции, но и по продуктам питания и товарам народного потребления.
На заводских складах в значительных количествах появились: подсолнечное масло, рис, мука, холодильники, стиральные машины, мебельные гарнитуры, столовые и чайные сервизы, люстры, мужское белье и т.п., завезенные в обмен на продукцию завода. Их отпускали по желанию заводчан в счет заработной платы.
В заводской больнице не было лекарств – меняли на вентиляторы.
Спасительный баланс
Чтобы не сокращать людей, переходили на четырехдневную рабочую неделю. На один месяц завод вообще останавливался.
Это побудило органы местного самоуправления первыми в области принять на свой баланс всю заводскую инфраструктуру и жилой фонд. Что позволило заводу еще какое-то время продержаться в относительной уверенности.
Но все чаще возникали задержки в выплате заработной платы и пенсий. Прекратилось централизованное финансирование на капитальное строительство, и через некоторое время подрядная строительная организация СУС приказала долго жить.
Ядерное разоружение
Начавшаяся в стране конверсия позволила заводу продержаться на плаву еще какое-то время.
Согласно заключенному с США договору о сокращении ядерного вооружения, началась разборка ядерных зарядов, а для безопасного хранения основного элемента заряда потребовалось большое количество специальных контейнеров.
Учитывая большой опыт НТМЗ по изготовлению изделий из нержавеющих и специальных сталей, Министерство поручило заводу изготовить опытную партию, что в короткие сроки и на высоком техническом уровне было выполнено и в кооперации с ЭХП запущено в серийное производство после успешных регламентных испытаний.
Основное преимущество этого заказа было в том, что оплата за контейнеры шла не из бюджета, который трещал по швам, а из выделенных США денег на разборку ядерного оружия. Это позволяло заводу хоть и с небольшими задержками, но выплачивать заработную плату и на минимальном уровне сохранять оборотные средства.
В результате реструктуризации атомной отрасли завод был передан в корпорацию «Атомэнергомаш», ушли из программы и специальные контейнеры. Это произошло в 2009 году.
Полтора года на директора
Пребывание с 2009 года завода в структуре корпорации «Атомэнергомаш» ознаменовалось кадровой чехардой среди директорского эшелона.
Если за 52 года существования завода (с 1957 по 2009 годы) заводом руководили четыре директора (1957–1959, 1959–1994, 1994–2004, 2004–2009), то с 2009-го по апрель 2021-го, то есть за 12 лет, сменилось восемь директоров (с учетом того, что в двух периодах руководили заводом и генеральный, и исполнительный директор). В такой ситуации рассчитывать на положительный исход не приходилось.
При этом, начиная с 2017 года, перед генеральными директорами была поставлена задача завод продать. И это было успешно сделано в первый раз в 2018 г. и во второй в 2021 г.
В период динамичного роста производства с 1957 по 1988 гг. численность завода возросла с 147 до 3500 человек. А в период ежегодной рецессии с 1990 по 2021 гг. численность с 3500 сократилась до 50 человек.
Зажегся свет в конце туннеля
Наступил новый, 2021 год. Пока оптимизма он не придавал. В стране хозяйничал COVID-19. С родного завода поступали тревожные сигналы – идет волна сокращений персонала, численность работников подошла к 50 человекам. Надо полагать, что «Уралшина» свою миссию посредника между корпорацией «Атомэнергомаш» и банкротством завода успешно выполнила.
Но заводом заинтересовалась одна организация, и с 1 апреля 2021 года завод переходит в руки «Урало-Сибирской промышленной компании».
В ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫДикий, дикий рынок
Из воспоминаний Евгения Карпова
Свои стреляют по своим
1993 год. В один из дней звоню в Министерство куратору нашего завода и в его голосе слышу неподдельную тревогу.
– В чем дело?
– А вы послушайте. – Он открывает окно и на вытянутой руке подносит телефонную трубку к улице.
Я услышал орудийную команду. Такую команду я слышал в детстве, когда в ноябре 1941 года, в ходе битвы за Москву, от Каширы погнали фашистов. А сейчас свои стреляли по своим!
А потом поехало и понеслось!..
Приватизация…
С 1992 года Нижнетуринский машиностроительный завод относился к предприятиям, не подлежавшим приватизации и акционированию, в целях сохранения завода для отрасли. Однако предприятие было практически лишено оборотных средств, а возникшие в стране как грибы коммерческие банки выдавали кредиты под ставку 100 % годовых.
Но в 1994 году правительство страны расширило список предприятий атомной промышленности, которые по желанию могли стать унитарными (государственными) или акционерными обществами. Новое руководство завода выбрало второй вариант. И в 1995 году завод стал акционерным обществом с аббревиатурой ОАО НТМЗ «Вента».
…и деградация
С экранов телевизоров демократическая пропаганда на примере газовиков, нефтяников, энергетиков, железнодорожников показывала, какие внушительные дивиденды те заработали.
И, по-видимому, на заводе активное меньшинство из-за желания быстро получить дивиденды повлияло на ускорение акционирования.
Но вышеуказанные отрасли-монополисты просто бесконтрольно повысили цены на свою продукцию и услуги и получили сверхприбыли на выплаты таких дивидендов. А перерабатывающие отрасли, в том числе машиностроение, из-за такого повышения цен только высокими темпами деградировали.
Дивиденды – на колбасу
В части размера дивидендов – из личного примера.
Первые дивиденды завод смог выплатить только после двух лет работы в новом статусе.
Я, как акционер, в один прекрасный день все-таки получил эти дивиденды в заводской кассе. С этим «немыслимым барышом» заехал в магазин, и денег хватило… на покупку одного килограмма полукопченой «польской» колбасы, которая в советское время стоила 2 р. 80 коп. Вот и считайте!
Привез ее домой, отдал супруге и на вопрос «Что это такое?» ответил: «Дивиденды». Дальше и вопросов не было, и дивидендов не было, как и прибыли в дом от чубайсовских ваучеров.
Однокомнатная фирма
В один из дней акционеры завода с тревогой узнали, что пакет акций, по закону переданный в областной комитет по управлению имуществом, выкупила какая-то фирма, и это грозит серьезными последствиями, вплоть до ликвидации завода, на котором еще работало более тысячи человек.
Оказалось, что эта фирма размещалась в однокомнатной квартире и состояла из одной женщины. Суд отменил эту сделку, но все «прелести» дикого рынка мы уже начали ощущать на себе.
КСТАТИПонятие «рецессия» в сферу экономики пришло из генетической науки и буквально означает «отступление»
АКЦЕНТЕсли за 52 года существования завода (с 1957 по 2009 годы) заводом руководили четыре директора, то с 2009-го по апрель 2021-го, то есть за 12 лет, сменилось восемь директоров
КРАТКОВ 1990-е годы по заказу буровиков, газовиков и нефтяников, НТМЗ разработал и изготовил эксклюзивный 8-литровый бытовой дистиллятор – самогонный аппарат. Полный двухосный закрытый вагон с этими изделиями был отправлен на Север
Последние новости
Экскурсия студентов в Законодательное собрание Свердловской области
Депутаты и студенты обсуждают важные вопросы региона.
Суд удовлетворил иск о компенсации морального вреда в Новоуральске
Прокурор поддержал требования пострадавшего работника.
Дед Мороз ждет письма от детей в Екатеринбурге
В парке Маяковского установлен ящик для писем Деду Морозу.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку