Помидоры должны пахнуть помидорами: ученые на Урале научились выращивать экоовощи, вкус у которых, «как в детстве»
Сегодня свежие овощи и фрукты есть в продаже круглый год. Прилавки магазинов ломятся от помидоров и огурцов, одинаковых по размеру, форме и цвету.
Прилавки магазинов ломятся от помидоров и огурцов, одинаковых по размеру, форме и цвету. Но аппетитные с виду импортные плоды не пахнут ни огурцами, ни помидорами. Не имеют они и того неповторимого вкуса, знакомого многим со времен деревенского детства.
Новый сорт томатов, выведенный учеными Уральского аграрного университета, способен составить конкуренцию импортным помидорам не только по урожайности, но и по вкусовым качествам. Сумеют ли в итоге уральские аграрии обеспечить импортозамещение в сфере овощеводства? Возможно ли на Среднем Урале производство органической овощной продукции? Какое место на региональном овощном рынке отводится огородникам-любителям? Ответы на эти вопросы знает заведующий кафедрой овощеводства и плодоводства УрГАУ Михаил Карпухин.
— Кафедра овощеводства и плодоводства занимается селекцией с 2004 года, у нас сформировалась своя научная школа, пользующаяся авторитетом в научном сообществе. Несколько созданных нами гибридов огурцов и томатов включены в государственный реестр селекционных достижений РФ. Сейчас мы готовим к регистрации гибрид томата «Наставник», за который моя ученица, аспирантка и молодой ученый Валентина Куимова получила губернаторскую премию. Мы ставим задачу подобрать гибриды, которые не уступали бы голландским сортам, которые сегодня культивируются в тепличных хозяйствах Среднего Урала. Так, в свое время для самого крупного в регионе тепличного комплекса в Верхней Пышме закуплена голландская технология выращивания овощей, что называется, «под ключ». То есть производство целиком и полностью зависит от поставок семенного материала из Голландии.
В условиях непрекращающейся санкционной войны никто не знает, до каких пор мы сможем покупать импортные гибриды, поэтому вынуждены создавать собственные, чтобы обеспечить продовольственную безопасность страны.
«Гибрид уральской селекции вкуснее голландских томатов»
— Насколько вы близки к поставленной цели?
— Если говорить о гибриде «Наставник», то у него очень хороший потенциал. В продленном обороте без досвечивания наш сорт способен дать от 50 до 70 килограммов плодов с квадратного метра. При этом гибрид устойчив к заболеваниям, и что немаловажно, превосходит голландские сорта по вкусовым качествам. Мы добиваемся, чтобы томат имел присущий ему вкус и аромат.
— Без сомнения, такие помидоры будут вне конкуренции на прилавках, заваленных «пластмассовыми» овощами.
— К сожалению, сегодня овощи действительно сильно отличаются по вкусу от тех, что мы ели лет двадцать пять-тридцать назад. При выведении новых сортов селекционеры ориентируются на запросы рынка. А он требует, чтобы помидоры и огурцы хорошо переносили транспортировку, имели привлекательный внешний вид, долго хранились. Эти качества и стараются усилить селекционеры при отборе растений для скрещивания.
Но в последнее время покупатель стал более взыскателен к вкусу овощей, поэтому не только мы, но и голландцы, чьи технологии используются во многих странах, стали больше работать над вкусовыми качествами гибридов.
«Созревшие под уральским солнцем помидоры снимали тоннами»
— В настоящее время томаты и огурцы в промышленных масштабах у нас производятся исключительно в тепличных хозяйствах. Но было время, когда те же помидоры на Среднем Урале выращивались в открытом грунте. Плоды, вызревшие на солнце, имели вкус настоящих помидоров. Почему сегодня овощи не выращиваются в естественных условиях?
— Действительно, в 50—60-е годы выдающийся уральский ученый Николай Федорович Коняев, который тогда заведовал нашей кафедрой, в открытом грунте получал огромное количество томатов, на опытных делянках — по 80 тонн с гектара. От заморозков использовались временные пленочные укрытия, помидоры снимали красными, они прекрасно дозревали на грядках.
Мы и сегодня можем выращивать помидоры в открытом грунте, уральский климат позволяет: для вызревания томатов сезонная сумма температур должна быть 1600—1700 градусов, у нас набирается в среднем 1880 градусов.
Но чтобы возобновить выращивание овощей в открытом грунте, нужно заниматься мелиорацией, как это было в советское время. Сейчас интерес к поливному овощеводству возвращается — как раз из-за запроса потребителей на более натуральную продукцию, выращенную в естественных условиях. Но надо понимать, что она будет дороже из-за большой доли ручного труда.
«На Урале есть место для экологических грядок»
— Можно ли считать выращенные под открытым небом томаты органической продукцией? Возможно ли вообще производство такой продукции в условиях промышленного Урала, на землях, загрязненных вредными выбросами?
— В нашем регионе есть экологически чистые территории: Сысертский, Нижнесергинский, Шалинский, Гаринский, Таборинский, Красноуфимский и другие районы, где возможно органическое земледелие. Но ему должна предшествовать аккредитация почв, которая включает в себя глубокое исследование грунта на содержание вредных веществ. Известно, что одни культуры накапливают их более активно, другие — менее.
Если земельный участок отвечает всем нормативным требованиям, если производители используют исключительно «чистую» агротехнику — без применения химических удобрений, пестицидов и инсектицидов, то у такой продукции есть законное право считаться органической.
Уверен, что рано или поздно органическое земледелие на Урале появится. Его простимулирует спрос на экопродукты, который пока только формируется.
Все определяет кошелек потребителя. Органическая продукция всегда будет дороже обычной. Не каждому по карману покупать те же экопомидоры за двойную-тройную цену, хотя они действительно того стоят — как по трудозатратам на их производство, так и по диетической ценности.
«Личные шесть соток — гарантия продовольственной безопасности семьи»
— В любом случае у потребителей должен быть выбор: покупать относительно дешевые и безопасные, но невкусные и малополезные овощи. Или, сэкономив на безусловно вредных сладостях, побаловать себя витаминным салатом из «аутентичных» помидоров и огурцов. Заодно вспомнить, каков их настоящий вкус и запах. Появится ли у уральцев такая возможность в обозримом будущем?
— У многих она есть и сегодня. Я имею в виду садоводов и огородников, которые выращивают овощи на своих шести сотках, не применяя химических удобрений и средств защиты.
На сегодня это самый надежный способ обеспечить продовольственную безопасность своей семьи.
Диетологи утверждают: жители такого экологически неблагополучного региона как Урал должны потреблять в два раза больше овощей и фруктов, чем рекомендуется гигиеническими нормами. Кто не ленится трудиться на грядках, тот имеет возможность придерживаться правильного овощного рациона. И я всегда говорю: не торопитесь отказываться от садовых и огородных участков, это залог вашего здоровья, профилактика онкологических, сердечно-сосудистых и прочих заболеваний.
Что касается промышленного органического овощеводства, то я уверен, что у него большие перспективы именно в нашей стране. В России с ее огромной территорией есть где выращивать экологически чистую продукцию, есть технологии, обеспечивающие ее производство. В нашем университете ведутся исследования по созданию новых органических удобрений, средств защиты растений. Так, альтернативой химическим препаратам могут стать вытяжки из растений, обладающих инсектицидными свойствами.
В будущем наша страна может стать основным поставщиком органической продукции на мировой рынок. Для этого есть все условия, а главное — во всем мире растет спрос на экопродукты.
«ГМО под запретом в меню, но не в селекционной науке»
— Как отразится на развитии овощеводства запрет на выращивание генно-модифицированных культур? Скажется ли это на продовольственной безопасности страны?
— При создании новых сортов мы используем современные методы селекции и ДНК-технологии, это позволяет намного ускорить процесс отбора растений с нужными качествами. Но мы не вмешиваемся в структуру самого гена. Изменять ее можно по-разному, а поскольку отдаленные последствия от генетической модификации еще не изучены, то разумнее воздержаться от тиражирования такого опыта.
Зато научные исследования разрешены, и это правильно: в свое время в СССР генетику объявили лженаукой — в результате страна на 150 лет отстала.
Сейчас мы должны досконально изучить, как влияет генно- модифицированная продукция на здоровье населения. Только после этого можно решать, открывать ли ей дорогу на российский рынок. Но сорта и гибриды ГМО-селекции для разрешенных территорий у нас должны быть.
Автор статьи: Любовь Шаповалова , фото: Борис ЯрковПоследние новости
Проект «Медицинские классы» помогает школьникам выбрать профессию врача
Десятки школьников Свердловской области начали обучение в специализированных медицинских классах.
Экс-глава «Движения Первых» предстанет перед судом в Екатеринбурге
Наталья Ермаченко обвиняется в мошенничестве и легализации средств.
Проверка безопасности: родительский патруль в Туринске
Активные родители и Госавтоинспекция заботятся о безопасности детей.
Исследуйте Красоту Беларуси
Путешествие к Мирскому и Несвижскому Замкам с Арендой Автомобиля